Безопасность на водных объектах в русле закона

116

В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 326718-8 «О безопасности на водных объектах».

Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях создания законодательного акта по обеспечению безопасности людей на поверхностных водных объектах в РФ, за исключением болот, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров), ледников, снежников (далее — водные объекты). Вместе с тем, данные исключения не отражены, в ч. 1 статьи 1 законопроекта , упоминается о регулировании в целом отношений, возникающих при обеспечении безопасности людей на поверхностных водных объектах общего пользования или их частях.

Содержание законопроекта, по мнению экспертов, выходит за рамки обозначенного предмета регулирования. В частности следующих: о порядке государственной регистрации маломерных судов, их классификации, типов маломерных судов, порядке предоставления права на их управление, по установлению срока действия такого права, обязательных требований к лицам, управляющими маломерными судами (ст. 19-22 законопроекта), которые регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ (далее
КТМ РФ) (глава III) и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) (глава IV); о составе документов, которые должны присутствовать на маломерных судах (ч. 2 ст. 20 законопроекта), которые регулируются ст. 27 КТМ РФ и ст. 14 КВВТ РФ.

В соответствии с п. 3 статьи 3 законопроекта требования безопасности людей на водных объектах определяются как установленные в соответствии с законодательством РФ требования, регулирующие отношения в области безопасности людей на водных объектах. В одних случаях под ним понимаются только законодательные акты РФ, в других случаях в него включают и подзаконные нормативные акты РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Представляется целесообразным в законопроекте отразить содержание законодательства РФ применительно к его целям.

Законопроект использует понятия, определения которых ст. 3 не содержит (поверхностные водные объекты общего пользования или их части, пляж, переправа, наплавные мосты ).

Статья 26 законопроекта «Федеральный государственный надзор за маломерными судами» не учитывает п. 6 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном надзоре (контроле) и муниципальном контроле в Российской Федерации» о том, что положения указанного Федерального закона не распространяются на отношения государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях. Пункт 2 ч. 6 указанной статьи законопроекта устанавливает право государственных инспекторов по маломерным судам требовать от физических лиц предъявления документов, удостоверяющих личность. Предлагаем
конкретизировать, о каких физических лицах идет речь- обо всех, находящихся на таком судне, о судовладельце , о лице, управляющем маломерным судном.

Согласно ч. 8 ст. 26 освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление результатов освидетельствования, а также направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Указанный кодекс не устанавливает такого порядка.

В соответствии с ч. 5 ст. 28 законопроекта в рамках федерального государственного контроля (надзора) за безопасностью людей на водных объектах плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Пояснительная записка не содержит обоснование данного положения.

Законопроектом предусматривается ответственность владельцев маломерных судов (ч. 3 ст. 18, ч. 7 ст. 21, ч. 11 ст. 25) и лиц, управляющих маломерными судами (ч. 5 ст. 20), но не устанавливается ответственность лиц, декларирующих соблюдение обязательных требований при использовании пляжей, переправ и наплывных мостов (ст. 11-14).

Учитывая важность обеспечение безопасности на водных объектах, Общественная палата Северной Осетии признает актуальность законодательного регулирования соответствующих отношений и предлагает доработать законопроект с учетом поступивших в ходе
его обсуждения замечаний и предложений, исходя из предмета регулирования, не затрагивая отношения, относящиеся к предмету регулирования других законов.