В соответствии с действующим законодательством вопросами проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКО) в 2020 г. занимался Общественный совет при Министерстве образования и науки РСО-А по проведению НОКО – постоянно действующий совещательный орган, созданный Общественной палатой РСО-А для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными, муниципальными, а также иными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет ассигнований республиканского бюджета.
Оператором НОКО выступил Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания (срок проведения – с 26 июня до 10 декабря 2020 г.).
Процедуры НОКО были проведены в отношении 332 организаций, в их числе:
а) общеобразовательные организации (121);
б) интернаты, организации с проживанием детей (8);
в) дошкольные образовательные организации (135);
г) профессиональные образовательные организации (6);
д) учреждения дополнительного образования (31);
е) спортивные школы, организации в сфере физической культуры и спорта (31).
НОКО проводилась по таким критериям, как «открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов»2.
В условиях карантина НОКО проводилась с учетом соответствующих положений и рекомендаций, то есть с максимальным использованием механизмов «удаленного режима» (письмо Минтруда России № 28-0/10/В-4286 от 04.06.2020). Гражданам была обеспечена техническая возможность для выражения своего мнения посредством электронного онлайн-голосования. На специальном сайте Министерства (http://www.noko15.ru) была выставлена анкета для проведения онлайн-опроса школьников и их родителей (законных представителей) о качестве условий осуществления образовательной деятельности в конкретной организации.
Приняли участие 19 417 респондентов. Полученная информация обрабатывалась в соответствии с утвержденным порядком расчета показателей НОКО. Максимальный балл (100 баллов) не получил никто. Среднее значение НОКО по всем обследованным учреждениям составило 75,58 баллов (минимальный балл – 42,67, максимальный – 93,23).
Высшие оценки получили МБОУ Средняя общеобразовательная школа с. Сунжа (93,2 балла), ГБОУ Общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования г. Алагир (91,7 балла), МБОУ Школа-интернат г. Моздока (91,4 балла). Низшие оценки досталась МБУДО Луковская детская школа искусств (42,7 балла) и МБДОУ Детский сад № 12 с. Ногир» (42,8 балла).
Итоговые результаты НОКО ранжируются следующим образом:
· от 81 до 100 баллов – отлично;
· от 61 до 80 баллов – хорошо;
· от 40 до 60 баллов – удовлетворительно;
· от 20 до 39 баллов – ниже среднего;
· до 19 баллов – неудовлетворительно.
Таким образом, среднее качество условий осуществления образовательной деятельности организациями, прошедшими процедуры НОКО в 2020 г., – 75,58 балла – находится в пределах хорошей (75,58) оценки, а аутсайдеры остались в пределах удовлетворительных показателей.
Раздельно по установленным критериям были получены следующие средние значения независимой оценки:
1. Открытость и доступность информации об организации – 82,03 балла.
Содержание некоторых сайтов пока соответствует не всем требованиям. Типичные недочеты – неполнота сведений о направлениях подготовки и повышении квалификации педагогов, отсутствие рабочих документов (учебный план, календарный учебный график, отчет о самообследовании, локальные нормативные акты и др.), несвоевременное обновление информации. На большинстве сайтов есть информация о дистанционных способах обратной связи, осуществляется реальное взаимодействие с гражданами. Оптимальный формат – дублирование востребованной информации на стендах в помещении и на официальном сайте организации.
2. Комфортность условий предоставления услуг – 91,10.
Основа комфортности – материально-техническое и информационное обеспечение, в том числе наличие зоны отдыха (ожидания); понятность навигации; доступность питьевой воды и гигиенических помещений; санитарное состояние. Очевидна результативность государственной программы модернизации общего образования, позволившей повысить материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности в республике. Тем не менее, неравномерность этого обеспечения в разных организациях все еще дает о себе знать.
3. Доступность услуг для инвалидов – 18, 44.
Это – самое слабое звено: в большинстве организаций нет пандусов, выделенных стоянок, адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов, сменных кресел-колясок, оборудованных гигиенических помещений. Не удается организовать дублирование звуковой, зрительной, текстовой и графической информации шрифтом Брайля; нет сурдопереводчиков, не ведется обучение в дистанционном режиме или на дому. Народная оценка вполне соответствует неудовлетворительному положению дел.
4. Средний показатель доброжелательности и вежливости работников обследованных образовательных организаций достаточно высок – 91,99.
5. И еще выше удовлетворенность условиями оказания услуг – 94,33.