Результаты НОК

290

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы в минувшем  году  обнародованы  на площадке Общественной палаты Северной Осетии. Независимой оценкой в 2021 году охвачены  192 учреждения, участие в анкетировании приняли 44 700 респондентов.

Напомним, суть этой масштабной работы в том, чтобы собрать объективную информацию о качестве оказания услуг учреждениями, подведомственными министерствам образования, здравоохранения, труда и соцзащиты, культуры. И алгоритм независимой оценки, и универсальность анкет для опроса, и методика обработки информации  определены действующим законодательством и направлены на то, чтобы граждане  дали реальную оценку качеству условий, в которых работают больницы и поликлиники, школы и вузы, дома культуры и театры, центры социального обслуживания и другие учреждения, оказывающие услуги населению. То есть оценке подлежит не то, как врачи лечат, а учителя учат, а то, в каких условиях это происходит: доступна ли информация об услуге, каково время ее ожидания, доброжелательны ли  работники, насколько доступна среда для инвалидов и какова удовлетворенность граждан условиями оказания услуг.

Общественная палата по обращению министерств социального блока сформировала четыре общественных совета по независимой оценке качества условия предоставления услуг из числа представителей некоммерческих общественных организаций.

В сфере образования независимой оценкой в 2021 году было охвачено 146 образовательных организаций – школы, детские сады, профессиональные образовательные организации и учреждения дополнительного образования. В период с 15 октября по 10 декабря было опрошено более 26 тысяч респондентов – родители, школьники старше 14 лет.  В связи со сложной эпидемиологической обстановкой опрос проводился в онлайн-формате. Функции оператора по  сбору и обработке информации, как и прежде, были возложены на  Институт истории и археологии РСО-А. Деятельность образовательных организаций оценивалась по 14 показателям.

По данным, представленным   председателем общественного совета НОК при Министерстве образования и науки РСО-А  Иристона Кесаева, в целом качество условий оказания образовательных услуг удовлетворительное. Средний показатель НОКО в 2021 году – 81,82 балла из 100 возможных.

Обеспечена открытость и доступность информации во всех образовательных организациях. На абсолютном большинстве сайтов есть  информация о дистанционных способах обратной связи и взаимодействия с получателями услуг.  Однако распространенным недочетом остается несвоевременное размещение и обновление информации.

Достаточно высока доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных комфортностью условий их предоставления. Исследование подтвердило результативность реализуемой в России государственной программы модернизации общего образования в рамках национальных проектов и программ, позволивших повысить материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций республики. Показатель доброжелательности и вежливости работников обследуемых образовательных организаций находится на достаточно высоком уровне.

По результатам независимой оценки общественным советов сформулирован  и передан в Министерство образования РСО-А  перечень рекомендаций. В их числе — постоянный мониторинг комфорта и безопасности на территории и в зданиях образовательных организаций; создание в каждой организации оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; непрерывный мониторинг полноты и достоверности сведений о деятельности образовательных организаций.  

В сфере социального обслуживания в 2021 году проведена независимая оценка качества условий оказания услуг в 12 территориальных комплексных центрах социального обслуживания населения, что составило 42,8 процента от общего количества организаций (всего 28 единиц). Общая численность респондентов, участвовавших с 1 сентября по 15 октября в анкетировании и социологических опросах , составила 18299 человек, в том числе от каждого учреждения социального обслуживания в среднем — 1525 человек. Сводный показатель по всем исследуемым учреждениям в 2021 году составил 94,5 балла из 100 возможных. В целом, согласно данным, критерии качества обслуживания граждан в РСО-Алания находятся на высоком уровне.

Сравнивая результаты 2021 года с результатами оценки 2018 года, председатель общественного совета по независимой оценке качества условий предоставления услуг организациями, подведомственными Министерству труда и социального развития РСО-А Людмила Тихонова отметила, что центры социального обслуживания провели работу по предложениям Совета и устранили ранее выявленные недочеты по критерию уровня открытости и доступности информации: начали использовать в деятельности инструмент социальных сетей для информирования получателей услуг и обратной связи с ними.

Оценивая условия оказания социальных услуг в 12 КЦСОН, члены Совета  НОК отметили нехватку помещений для эффективного осуществления деятельности специалистов, особенно в Дигорском районе.  

Доступны в достаточной мере для инвалидов только 5 центров социального обслуживания населения из 12. Это обусловлено отсутствием помещений, технические характеристики которых позволили бы обеспечить доступность для инвалидов на должном уровне.

Только два учреждения —  КЦСОН Затеречного района  г.Владикавказ   и Кировского района — располагают собственными, хорошо оборудованными помещениями, где созданы надлежащие условия для комфортного размещения сотрудников и получателей услуг. Созданы условия доступности для маломобильных граждан. Есть отдельные помещения для сенсорной комнаты, для работы психолога, логопеда, для размещения и деятельности класса Монтессори, для организации дополнительных занятий с детьми и  пожилыми людьми.

По результатам независимой оценки качества условий оказания услуг составлен рейтинг организаций социального обслуживания республики. В тройке лидеров – комплексные центры социального обслуживания Затеречного района г. Владикавказ, Ирафского и Кировского районов.

Общественный совет по независимой оценке качества условий оказания услуг в организациях, подведомственных Министерству культуры Северной Осетии, в 2021 году проверил  34 учреждения культуры республики. Функции оператора по сбору и обобщению информации в этой сфере выполнил Научно-исследовательский  и аналитический центр гражданского  развития. По данным, приведенным руководителем общественного совета НОК Георгием Кочиты, наибольшее количество баллов набрали Национальный музей РСО-А, Национальная научная библиотека и телекомпания «Осетия-Ирыстон».  Среди недочетов отмечены нерегулярное обновление информации на сайтах учреждений культуры, отсутствие парковочных мест для автотранспорта инвалидов, отсутствие альтернативных источников информации для  людей с ограниченными возможностями здоровья.

Вся информация о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг размещена на сайте www.bus.gov.ru. 

Система здравоохранения в минувшем  году, как и в 2020-ом, из-за пандемии коронавирусной инфекции испытывала  колоссальные нагрузки.  Проведение объективной  независимой оценки качества предоставления услуг было весьма затруднительно.  Тем  не менее, по словам председателя Общественного совета при Минздраве республики, руководителя профильной комиссии Общественной палаты  Северной Осетии Ирины Дгоевой, к  сегодняшнему дню   собрано более 20 тысяч анкет от получателей услуг 34 организаций  здравоохранения республики. До 31 марта этот объем информации будет расширен и проанализирован.

«Независимая оценка формирует правильную стратегию дальнейших действий министерства. Мы неспроста особенно отмечаем те вопросы,  которые советы НОК адресуют профильным министерствам. Отрадно, что органы исполнительной власти благодарно, без обид воспринимают замечания, которые общественники озвучивают. Открытость, обратная связь очень важны с точки зрения функционирования гражданского общества. Мы совместно с общественным советам при министерствах социального блока, с советами НОК продолжим контроль исполнения планов по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг. Отмечу, что проведенное нашими общественниками исследование подтвердило высокий социокультурны потенциал независимой оценки, ее гражданскую необходимость  и информационно-управленческую ценность», — подчеркнула в завершении дискуссии председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Совет  Общественной палаты республики выразил благодарность  председателям и членам советов НОК за активную   работу в интересах сограждан.