Жизнь молодая – сквозь призму статистики

32

Самыми популярными видами досуга осетинской молодёжи сегодня являются общение в соцсетях, просмотр фильмов, прогулки и шопинг. Таковы результаты проведенного Общественной палатой РФ мониторинга сферы молодежной политики, посвященного исследованию досуговых предпочтений молодежи.

В опросе участвовали молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет из 608 населенных пунктов 59 субъектов РФ. Инициатор и главный организатор проекта — член комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Ольга Амельченкова. Главной особенностью проекта было то, что собирали мнение молодых людей на местах волонтеры, отобранные Общественной палатой РФ из числа активной молодежи. Кураторами проекта на местах стали представители региональных общественных палат.

В Северной Осетии в опросе приняли участие 215 человек.

Как следует из материалов исследования, в свободное время дома молодые люди предпочитают общаться в социальных сетях или мессенджерах (такой вариант ответа указали 56% респондентов), просматривать ролики и фильмы на компьютере (об этом заявили также 58% опрошенных) и заниматься спортом (30%). Выбирать можно было несколько вариантов ответа, таким образом была выявлена «тройка лидеров» предпочтений.

Что касается занятости в свободное время вне дома, то чаще всего опрошенные молодые люди выбирали ответы «занимаюсь общественной деятельностью» (37,2%), «хожу в кино» (35,4%), «тусуюсь с друзьями в любимых местах» (33%). «Наименее популярно посещение дискотек и ночных клубов — 7,3%», — говорится в исследовании ОП РФ.

Регулярно посещают государственные и муниципальные секции и кружки лишь 35,3% опрошенных россиян. Наибольший охват молодежи здесь демонстрирует Тюменская область (59%), Оренбургская область (54%), Башкирия (47,5%), Кемеровская область (46,2%) и Северная Осетия-Алания (44,19%).

Хотя бы один раз за последние три месяца в мероприятиях молодежной политики (форумах, волонтерских акциях и др.) приняли участие 53% респондентов. Главная причина участия — это возможность проявить себя, такой вариант отметили 64% опрошенных.

Итог мониторинга опроверг предположение о том, что молодежь к участию в мероприятиях чаще всего привлекают посредством административного ресурса. Часть привлеченных участников подобными инструментами есть, но она невелика: в Северной Осетии лишь 6 %.

Опровергая расхожее мнение о социальных сетях как главном источнике информации для молодых людей, исследование показало, что 56% респондентов узнают о мероприятиях в сфере молодежной политики в образовательных организациях, в которых учатся. Соцсети же стали вторыми. Самыми неэффективными каналами передачи информации молодым людям предсказуемо стали телевидение и печатные СМИ.

По данным опроса, три четверти молодых людей Северной Осетии в целом удовлетворены своей жизнью (75,3%). В пятерку самых счастливых для молодежи регионов вошли Республика Татарстан, ХМАО — Югра, Тамбовская, Тюменская и Курганская области.

«Исходя из результатов исследования, мы уже сейчас можем сделать несколько выводов. Во-первых, главным источником информации и побудителем к общественной активности и волонтерству являются живое общение и социальные сети. Причем реальный человек перед глазами мотивирует своей личной историей сильнее, чем сообщения в социальных сетях. Поэтому нам необходимо способствовать формированию на местах команд из активных молодых людей, которые будут встречаться со своими сверстниками и вовлекать их в молодежные мероприятия. Во-вторых, мы выяснили главные причины и мотивацию ребят включаться в молодежные акции и события. Чтобы быть по-настоящему популярными, мероприятия молодежной политики должны нести функцию социальных лифтов и включать в себя состязательный эффект. Это позволит участникам проявить себя», — резюмировала итоги член Общественной палаты РФ Ольга Амельченкова.

Инициаторы мониторинга выработали рекомендации для каждого региона-участника опроса. В 2018 году в рамках второго этапа исследований планируется оценить объекты молодежной политики.