Конкурентность на предстоящих выборах обещает быть высокой

169

Электоральные эксперты и политтехнологи на заседании Общественного штаба по наблюдению за выборами в ЕДГ в Республике Северная Осетия-Алания обсудили доклад Фонда исследования проблем демократии, посвященный итогам этапа выдвижения кандидатов и партий.  

Аналитический доклад содержит обширную информацию, которая традиционно востребована в ходе проведения масштабных электоральных кампаний в Российской Федерации. В нем отмечена активность политических партий в ЕДГ-2024: она достигла максимального уровня – участие в выдвижении кандидатов на выборах всех уровней приняли все 23 реально функционирующие политические партии.

Важным фактором архитектуры нынешней избирательной  кампании является проведение в ряде регионов одновременно выборов разного уровня. Не исключение — и  Северная Осетия. В Единый день голосования в республике пройдут восемь избирательных кампаний, в которых примут участие около 300 тысяч избирателей. Предстоит сформировать Собрания представителей Владикавказа и Беслана. Глав сел выберут в селениях Ногир, Киевское, Калининское и Средний Урух. В селах Кизляр и Чермен пройдут дополнительные выборы депутатов сельских поселений.

При этом, как отмечают члены регионального штаба – юристы, политологи, эксперты – региональная кампания так же, как и общефедеральная, обещает быть высококонкурентной, охватывающей деятельность многих политических сил.

К участию в выборах в Северной Осетии заявились 6 политических партий: «Единая Россия», «Родина», «Справедливая Россия – Патриоты За Правду», «ЛДПР», «КПРФ» и «Новые люди». Во Владикавказе решением Собрания представителей изменена система выборов – выборы будут проходить только по партийным спискам. За 32 депутатских мандата поборются 210 представителей партий. «Конкурс на место» — 7 человек.

Не менее конкурентными обещают быть выборы в Собрание представителей Беслана. Там на каждый из 20 мандатов претендуют 6 человек. Всего на выборах замещается 58 мандатов, из них — 52 депутатов собрания представителей городов Владикавказ и Беслан, а также 6 мандатов депутатов сельских поселений.

«Подтверждаются тенденции, проявившиеся в электоральные  циклы последних лет. Ключевой вывод доклада состоит в том, что рост активности кандидатов очевиден, предстоящие выборы будут конкурентными. При этом абсолютное большинство партий настроено на цивилизованную борьбу, разделяя общие государственные, патриотические ценности. Так, например, в Северной Осетии все зарегистрированные на муниципальных выборах политические партии единодушно высказались за проведение честных выборов. При этом, несмотря на расхождения  в предвыборных платформах, все партии  имеют общую патриотическую основу, строят свои программы и дальнейшую  деятельность в едином поле, демонстрируя консенсус по ключевым вопросам обеспечения национальных интересов», — отметила председатель Общественной палаты РСО-А, руководитель регионального Общественного штаба Нина Чиплакова.

Участвуя в выборах, значительная часть политических партий демонстрирует подготовку к парламентским выборам 2026 года, расширяя географию присутствия, предлагая избирателям обновленные программы действий. Чрезвычайно актуальная государственная повестка, как и прежде, дает партиям широкие возможности для формирования своих политических предложений. Но в основе этих предложений, отмечают эксперты Общественного штаба Северной Осетии, — баланс между общей федеральной повесткой и локальными проблемами региона, муниципалитета.

«Основная борьба, на мой взгляд, развернется между единороссами, коммунистами и справедливороссами. Эти партии традиционно вызывают наибольший интерес среди избирателей.  Кроме того, у этих партий больше опыта участия в предвыборных кампаниях. В то же время, «Родина» и ЛДПР также способны преодолеть барьер и получить места в заксобрании Владикавказа. Полагаю, 4-5 партий в муниципальном законодательном органе — вполне достаточно для здоровой конкуренции. Поэтому, в смысле представленности разных политических сил, на данном этапе предвыборная кампания развивается нормально. Ну а конкретное наполнение политической борьбы зависит, во многом, от партийных списков, предлагаемых партиями программ решения вопросов муниципального значения», — считает политолог Артур Бязров.

Местные выборы в значительной мере активизируют население на решение политических и социальных задач. Эти выборы сыграют роль своеобразного «полигона» политической активности и определят вектор отношения населения к органам публичной власти, – считает член Общественной палат РСО-А, профессор теории и истории государства и права Сергей Чеджемов.

«Местное самоуправление, в определённом смысле ограничено в контрольно-властных полномочиях, и, по сути дела, держится на силе авторитета лица, занимающего в этой системе определенную должность. В этой связи имеет большое значение, что в соответствии с республиканским законодательством глава местного самоуправления Владикавказа будет избираться из числа депутатов и в дальнейшем будет осуществлять общее руководство исполнительной и законодательной властью в столице республики», —  добавил Сергей Чеджемов.

По мнению члена Общественной палаты Северной Осетии, профессора СОГУ, директора Института истории и археологии РСО-А Руслана Бзарова, доклад  о политической конкуренции на выборах убедительно и ярко показывает один из важнейших профилей политико-правовой системы современной Российской Федерации. 

«Политическая конкурентность — в числе базовых принципов демократии. Именно этот принцип служил показательным измерителем демократизации политического устройства нашей страны на всех этапах ее постсоветской истории. В последнее десятилетие рост политической конкурентности на выборах всех уровней происходит постоянно. Можно говорить не только о стабильном росте конкурентности на выборах, но и о представленности в выборных органах и на выборных должностях практически всех слоев российского населения», — отметил Руслан Бзаров.  

Высокая конкурентность на выборах – не случайность, считают эксперты Общественного штаба Северной Осетии.  Этому способствовали конкретные шаги со стороны государства. В частности, законодательные меры, которые исключают возможность формирования однопартийных законодательных органов в том числе и на муниципальном уровне, снижают роль и влияние денежного фактора, предусматривают равный доступ к средствам массовой информации.

По мнению члена Общественной палаты РФ, члена Общественного штаба по наблюдению за выборами в РСО-А, председателя республиканского межнационального общественного движения «Наша Осетия» Вячеслава Лагкуева, высокая конкурентность выборов поможет избирателю определиться, сделать свой выбор.  Важно продолжать работу по общественному наблюдению за всеми этапами избирательного процесса, реализовывать правовое просвещение наших граждан. Это работа приобретает особую актуальность в условиях непрекращающегося давления на избирательную кампанию, попыток нарушить межконфессиональное и межнациональное единство в Российской Федерации.

Как было отмечено на заседании Общественного штаба по наблюдению за выборами, в текущей электоральной кампании весьма   заметна деловая активность общественных сил. Общественной палатой РСО-А заключены соглашения с 20-ю НКО  о взаимодействии в ходе общественного наблюдения в единый день голосования. Такой формат работы дает общественным объединениям, выражающим интересы разных категорий населения, максимальный доступ к механизмам общественного контроля и наблюдения за выборами.

С 25 июля в столице и районах республики проводятся  обучающие семинары для общественных наблюдателей: эксперты-преподаватели Общественной палаты Северной Осетии знакомят их с новациями в законодательстве, проводят разбор спорных ситуаций, которые могут повлиять на итоги голосования, предлагают варианты реагирования на них. Всего к Единому дню голосования в Северной Осетии будет подготовлено 350 общественных наблюдателей. Помимо подготовки независимого наблюдательского корпуса, проводится информационная, просветительская, экспертная работа.