В России заговорили о мобилизации научного потенциала

148

Президент России Владимир Путин заявил о необходимости мобилизации научного потенциала. Эта тема была затронута на встрече главы государства с ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Алексеем Комиссаровым.

Комиссаров отметил, что российская наука очень сильна. «Очень много сильных учёных. С другой стороны, как это часто бывает в науке, люди делают то, что действительно им интересно, в этом нет ничего страшного. Но всё-таки […] нам нужно больше использовать научный потенциал академии для решения актуальных задач. Я с огромным уважением отношусь к науке, но хочется, чтобы она максимальную пользу приносила стране», — сказал он.

Президент поддержал инициативу ректора РАНХиГС, отметив роль этого образовательного учреждения в проработке тех решений, которые готовятся Правительством.

В чем может заключаться мобилизация научного потенциала? Как научные и образовательные учреждения вашего региона могут участвовать в выработке управленческих решений? Что необходимо сделать для того, чтобы наука приносила максимальную пользу стране? Мнение экспертов Общественной палаты РСО-А.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «В современных условиях   мобилизация научного потенциала России крайне необходима. Мы видим, что в последние годы расширилось финансирование науки, разных ее сегментов: академического, вузовского, регионального. Но сегодня научный потенциал необходим для решения первоочередных задач в рамках СВО, для возрождения на современной основе отраслей машиностроения — авиационного, автомобильного. Нам надо наращивать темпы развития фармацевтической отрасли, IТ — индустрии. В этой связи, на мой взгляд, государство должно формулировать четкие цели для научных исследований в формате государственных программ. Нужна кооперация научных учреждений центра и регионов, вузов и академических институтов . К концу третьего десятилетия XXI века мы должны нарастить научно-образовательную базу для собственных сквозных и критических технологий. 

Об усилении ответственности регионов в этом плане свидетельствует введение национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ. В Северной Осетии накоплен опыт сотрудничества научного сообщества с органами власти, имеются высокотехнологичные производства в реальном секторе, внушительный научно-образовательный и инновационный потенциал Владикавказского Научного Центра РАН и высших учебных заведений. Разработка, корректировка и реализация Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания как одного из документов развития научно-изыскательской отрасли, должны опираться на научно-обоснованные аналитические исследования, надо интегрировать науку в систему стратегического планирования и государственного управления. Экспертное содействие такой работе — задача профессиональной науки. 

Почему же научно-образовательный потенциал не приводит к экономическому скачку, а продукты исследований с трудом входят в хозяйственный оборот? К сожалению, наука и производство не всегда совмещаются. У исследователей не хватает ресурсов или мотивов, а предприниматели не готовы к высоким рискам. Помочь преодолеть обоюдную неуверенность должны меры государственного регулирования.

Какими могут быть ключевые аспекты мобилизации научного потенциала России ?

Государство и общество должны обеспечить достойное финансирование научных исследований, предоставить научному сообществу доступ к необходимым ресурсам, инфраструктуре и технологиям. Важно привлекать к научной деятельности талантливых исследователей, создавать условия для молодых ученых, например, системы  грантовой поддержки, возможность обучения и развития научных навыков, поддерживать их карьерный рост.

Результативным могут стать междисциплинарные исследования, научное   сотрудничество, поскольку именно на стыке наук рождаются открытия. Важно поддерживать сотрудничество между учеными, представляющими разные университеты и институты, в том числе из дружественных нам зарубежных государств — БРИКС, ШОС.

Полагаю, что научные и образовательные учреждения региона должны участвовать в выработке управленческих решений, предоставляя экспертные знания и аналитическую информацию — через создание консультационных комитетов или прямого взаимодействия с органами власти при разработке стратегий развития и принятии решений в отношении научных исследований и образования. 

Необходимо и всем нам, представителям гражданского общества развивать научную культуру, рассказывать о научных исследованиях и их значимости. А качественное образование, проведение научных конкурсов и олимпиад молодежи поможет выявить  и развитию талантливых будущих ученых».