14 августа исполнилось десять лет платформе Телеграм. В этой связи есть повод обсудить роль социальных сетей и мессенджеров в формировании актуальной повестки.
Современная информационная среда отличается высоким уровнем плотности и многообразием контента. Поэтому требования граждан к качеству получаемой информации растут. Людям важно получать качественные новости и отсекать фейки.
Уровень доверия россиян к различным видам СМИ серьезно разнится, но, по данным социологов, наиболее настороженное отношение сохраняется к социальным сетям и мессенджерам. Им не доверяет более трети россиян, что превышает долю тех, кто склонен верить информации из этих источников.
Соцсети – удобное средство для доставки информации до потребителя, но доверие сохраняется только к аккаунтам официальных СМИ или органов власти. Пользователи сети уже насытились анонимными сообщениями и слухами. К тому же только 10% контента того же Телеграмма составляет оригинальная информация. Основной массив контента представляет собой рерайт, собрание слухов и фантазий.
Почему общество продолжает доверять наиболее привычному формату получения информации в виде традиционных СМИ? Выросло ли доверие к неофициальным источникам информации за последнее время? Каким способом можно эффективно оградить общество от фейковых новостей из социальных сетей и мессенджеров? Каким аккаунтам в социальных сетях и мессенджерах можно доверять? Мнение экспертов Общественной палаты РСО-А.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Социальные сети и мессенджеры позволяют не только получить оперативную информацию, но и обменяться собственным видением, отношением к полученным сведениям ,кроме того пользователи сами создают новости.
Массовая доступность интернета изменила картину мира и традиционные СМИ в этой связи должны быть конкурентными. Здесь работают опытные команды профессионалов, которым читатель или телезритель привык доверять. Но в открытости информационного интернет-поля много неоднозначных, а зачастую негативных явлений, таких как дезинформация, распространение компрометирующих материалов. Особенно частно возникают фейки в отношении событий любой сферы интересов человека. В период выборов резко возрастает число фейков в отношении кандидатов в депутаты, порой совершенно далеких от истины, но вызывающих нездоровый интерес. Странная трактовка и недостоверная информация сопровождает сюжеты о реформирования законодательства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф. Мы, члены региональной Общественной палаты, совместно с экспертным сообществом стремимся оперативно и достоверно разбираться по подобным фактам и давать разъяснения в информационном поле. Опыт работы показывает, что только грамотное потребление и распространение информации, использование надежных источников информации, может защитить от манипуляций с информацией.
Важно развивать навыки критического мышления, анализа и работы с информацией. Что поможет сформировать такие навыки? На мой взгляд, это ответственное отношение к воспитанию детей в семье, их обучение, в том числе в рамках информационно-просветительских проектов, реализуемых некоммерческими организациями.
Мы видим, что в последнее время пользователи сети Интернет и социальных сетей стали разборчивее подходить к информации. Многообразие мнений и источников заставляет сравнивать и анализировать подаваемую информацию. А это сложная задача, ведь порой непросто определить ее важность и актуальность. Самое главное, что сейчас люди учатся грамотно использовать Интернет и оценивают на достоверность ту или иную информацию прежде, чем использовать ее в практической деятельности. Это важная тенденция и ее следует развивать, используя в том числе положительный опыт отечественных ресурсов, в частности Телеграмм-канала».
Алета Цориева, председатель комиссии ОП РСО-А по вопросам АПК и природоохранной деятельности: «Общество уже пережило этап массового доверия к информации в социальных сетях и мессенджерах, которое было закономерным для граждан, воспитанных в условиях советского периода: ведь тогда в официальных средствах массовой информации печатались многократно проверенные факты и существовала цензура. Конечно, информация подавалась с идеологической «нагрузкой», но журналистское сообщество было высокопрофессиональным и несло ответственность за результаты своего труда.
Сегодня установились настороженное отношение или полное недоверие к информации, транслируемой как в социальных сетях, так и в аккаунтах официальных СМИ и органов власти, поскольку «искажений» хватает везде… Гражданин, стремящийся к объективной оценке происходящих событий, вынужден многократно сопоставлять и проверять информацию в разных источниках, как официальных, так и неофициальных…Поэтому увеличение скорости доведения информации до потребителя с помощью социальных сетей из положительного фактора превратилось в негатив с фейками, многочисленными подлогами фактов,, погоней за «хайпом» и откровенной недобросовестной торговлей информационными ресурсами в интересах отдельных государств, корпораций, групп и частных лиц.
Количество «обрушивающейся» на пользователя социальных сетей и мессенджеров информации, ее многовекторность в совокупности с постоянно навязываемой рекламой таковы, что человек физически не успевает ее «усвоить». Поэтому, в лучшем случае,просматриваются «картинки», следуют какие-то эмоциональные реакции, которые потом успешно забываются. Мозг человека в целях самосохранения и защиты от потока информации стремится «отключить» основные мыслительные функции: анализа, установления взаимосвязей и окончательных выводов о сути вопроса. Социальные сети отучают людей мыслить и осмысливать получаемую информацию, что может привести к деградации человека…
Эффективно оградить российской общество от негативного потока информации возможно с помощью повышения финансовой и административной ответственности собственников соцсетей и мессенджеров за размещение фейков, пропаганду насилия и нетрадиционных ценностей и т.д. вплоть до их блокировки на территории страны в случае невыполнения требований. Создание локальных аналогичных качественных российских систем. Необходимо также повысить требования к профессиональной подготовке и деятельности журналистов, представляющих официальные СМИ и органы власти. Регулярно проводить федеральные конкурсы профессионального мастерства среди журналистов и блогеров, повысить их мотивацию и ответственность за размещаемую информацию и т.д.»