Немеркнущий след…

251

В Республике Северная Осетия-Алания дружно проживают представители многих национальностей. И почти  каждая из них с гордостью  может привести немало ярких примеров  вклада  представителей своих народов  в развитие разных сфер жизни нашей родной республики. Есть среди них  и представители еврейской национальности.

Бывший председатель  еврейского общества «Шолом», член Общественной палаты РСО-А первого созыва   Марк Борисович Петрушанский написал книгу «Шолом, Владикавказ», в которой рассказал о некоторых из  наиболее видных членах общины прошлого, а в общинном доме создан стенд, посвященный этим людям, под названием «Гордимся и помним».

Некоторые из лиц, помещенных на этом стенде хорошо известны, а о других нынешнее поколение живущих в Осетии совсем  не помнит. А между тем, среди них  есть очень интересные личности,  о жизни и деятельности  которых,   несомненно,  следует рассказывать детям и молодёжи.

Анатолий Харин, член региональной общественной Еврейской национально-культурной организации «Мир-Шолом» РСО-Алания, член Общественной палаты РСО-А: «В этой публикации я хотел бы вспомнить о Демиховском Давиде Вениаминовиче, первом секретаре Северо-Осетинского обкома  в 1931-1934 годах.

Родом он из Белоруссии.  С детских лет ему пришлось тяжело работать, чтобы помочь отцу прокормить семью из 9 человек. Когда в их края пришла  Советская власть, Демиховский  вступил в партию большевиков, а  в 1919 году в составе Красной Армии принимал участие в боях с поляками, которые тогда наступали на Советскую Россию. В этой военной компании он был дважды тяжело ранен.

После выздоровления, в 1922 году,  Демиховского  направили на партийную работу в Ростов-на Дону.

В конце двадцатых и в начале тридцатых годов, когда в стране партийный принцип «демократического централизма» уже прочно утвердился, в регионы первые секретари, как правило, направлялись по решению ЦК. Осенью 1931 года во Владикавказ из Ростова-на-Дону был откомандирован молодой заведующий орготделом Северо-Кавказской краевой Контрольной комиссии РКИ Давид Демиховский.

А 20 сентября того же года на очередном заседании бюро он избирается первым секретарём Северо-Осетинского областного комитета ВКП (б). Это было непростое время.  Тогда страна вступила в период индустриализации, начиналась коллективизация сельского хозяйства.

В Северной Осетии   необходимо было  завершить  строительство таких масштабных строек, как крупнейший в Европе Бесланский  маисовый комбинат  и самая высоконапорная  в СССР электростанция — Гизельдон ГЭС. Кроме того, требовали реконструкции  завод электролитного цинка «Кавцинк» («Электроцинк») и  Садонские  рудники. При Демиховском завершалось также  строительство десятикиловаттной национальной радиостанции и Цейского санатория.

И молодой руководитель региона приступил к энергичным  организованным действиям. Это было  эпохальное время, когда в стране преобладали народный энтузиазм и повсеместный трудовой настрой, что позволило поднять автономную область на новый этап своего развития. Осетии нужен был индустриальный прорыв.

Именно в эти годы, поистине великих строек и больших достижений,   Давид Вениаминович  проявил себя талантливым, масштабно мыслящим руководителем, умелым организатором и идейным вдохновителем. Тем самым, Демиховский  оставил о себе добрую память у многих людей.

         Особое внимание  он  уделял укреплению связей Северной и Южной Осетии. Тогда в 30-е годы в повестке дня стояли грандиозные задачи по соединению Северной и  Южной Осетии не только  автомобильной,  но  и  железнодорожной магистралью. Это,  по мнению Демиховского, могло бы  стать основным фактором развития производительных сил Южной и Северной Осетий. Уже в 1932 году на секретариате областного комитета партии  Давид Вениаминович выступил с тезисом о необходимости развития братских отношений с Южной Осетии как в  промышленном и колхозном строительстве, так и по линии образования и культуры.

При нём  был утвержден  план многостороннего сотрудничества, а затем  проведена объединенная конференция  Северной и Южной Осетии по вопросам  языкового строительства. Тогда же Демиховский поддержал  проведение объединенного съезда осетинских писателей во Владикавказе.

Он лично  возглавил борьбу за осуществление варианта  перевальной железной дороги Дарг-Кох-Цхинвал-Гори. Известно, у будущей железной дороги между Северной и Южной Осетии  были, к сожалению, не только  сторонники, но  и могущественные противники, как в Грузии, так  и в Москве, что тормозило осуществление проекта. В конце-концов от него  пришлось отказаться.

Возможно, когда–нибудь в будущем, придется вспомнить о существовании этой идеи и думать об осуществлении инженерного проекта уже в 21 веке.

Немало усилий потрачено первым секретарём обкома ВКП (б) по решению задач индустриального развития республики, особенно по ключевым направлениям  промышленности: строительству БМК и Гизельдон ГЭС, одной из первых по плану ГОЭЛРО.

Сохранились сведения о внимании Демиховского к реконструкции и техническому обновлению важного для СССР завода «Электроцинк»  и развитию Садонских рудников, с целью обеспечения сырьём этого предприятия. Владикавказ уже в 1933 г.  дал Советскому Союзу 22 процента цинка и объемы его  производства продолжали расти, а Садонские рудники приобрели тогда крупное  государственно-оборонное значение. С  1931 по 1934  годы во Владикавказе был построен  и  стекольный завод.

Пройдя в юности рабочую школу, Демиховский понимал, что  успехи в экономике невозможны без улучшения  материально-бытовых условий  трудящихся  и без проявления  заботы  о поддержании  их здоровья. Бюро обкома партии  приняло  решение  о продовольственном снабжении  шахтеров и рабочих цветной металлургии автономной области. Им же  проявлена настойчивость   по улучшению работы Дома отдыха завода «Электроцинк», который  в считанные годы стал одним из образцовых заводских здравниц в Советском Союзе.

Усердно помогал Демиховский и колхозам, некоторым из которых были централизованно списаны долги. Учитывая высокий авторитет руководителя республики, заслуги в развитии колхозного движения, жители селения Сурх-Дигора в 1932 году назвали один из двух колхозов именем Демиховского, а

Партийный руководитель того времени, за бесконечной чередой хозяйственных дел, не уставал уделять большое внимание  и культурному развитию Северной Осетии: он поддерживал национальные издания (газеты «Растдзинад», «Арыгон большевик», «Сурх Дигора», которые значительно повысили свои тиражи, были укреплены кадрами..

При Демиховском был создан Союз писателей Северной Осетии и положено начало регулярному выходу литературного журнала на осетинском языке «Мах дуг». В 1934 г. был  организован комитет Союза художников Северной Осетии. В этом же году были выделены средства на дотации преподавателям и осетинским  студентам театральных мастерских в Москве.  Первый спектакль Осетинского театра состоялся во Владикавказе в августе 1934 года, в дни 10- летнего юбилея области.

В эти дни на торжества в республику прибыли Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, член Политбюро ЦК ВКП(б) М.И. Калинин, первый секретарь Северо-Кавказского крайкома партии Е.Г. Евдокимов, руководители соседних республик. В своём заключительном слове на митинге Д.В. Демиховский с гордостью заявил: «Северная Осетия не является больше отсталой областью. Это область с наличием крупных предприятий, колхозов, талантов, выросших из гущи трудящихся масс… Будем работать еще упорнее и настойчивее, равняться по передовым областям!».

Первый секретарь обкома ВКП(б) очень бережно относился  к заслугам своих предшественников и тех, кто внес весомый вклад в развитие Осетии. Сохранились сведения об оказании помощи осетинским писателям и руководителям республики прежних лет Казбеку Борукаеву, Арсену Коцоеву, Георгию Цаголову, семье поэта Созура Баграева.

В  период работы Демиховского в Северной Осетии  много было сделано и по благоустройству  города  Орджоникидзе, который в 1933 г. юридически стал столицей Северо-Осетинской автономной области. Давид Вениаминович, несмотря на ограниченные материальные возможности тех лет,  делал многое для того, чтобы город Орджоникидзе, как и прежде, сохранял свой статус интеллектуального и культурного центра на Юге России, самого красивого города на Северном Кавказе.

Для осуществления этой своей цели, Демиховский добился того, что городом — побратимом  столицы  Северной Осетии стал город Баку, который оказал Орджоникидзе некоторую помощь (здесь  был  построен асфальтный завод), а через С.М.Кирова, который возглавлял партийную организацию города на Неве, договорился  и о шефстве над Оржоникидзе  города Ленинграда. Интересно, что в рамках этих договоренностей тогда было решено организовать для трудящихся Ленинграда  в Орджоникидзе Дом туристов, чтобы они могли комфортно отдохнуть и познакомиться с достопримечательностями Осетии.

В 1934 г. в ходе празднования 10 — летия  Северо-Осетинской  автономной области было отмечено, что в республике произошли значительные созидательные изменения и она вошла в шеренгу передовых  областей Союза.

Несмотря на издержки того сложного  времени для всей страны, Демиховский сумел оставить о себе  добрую память  у многих  людей в Осетии, как в Северной, так и в Южной.

Интересный анализ роли  Д.В. Демиховского  в истории экономики Северной Осетии я нашел в книге А. С. Булацева «Экономика и жизнь» (Владикавказ, 2020). Он был им выделен, как один из эффективных руководителей республики по количеству введенных в эксплуатацию  или находящихся в незавершенном строительстве крупных системообразующих объектов с мультикативным эффектом.

К сожалению, позже Демиховского  постигла трагическая судьба: работая в Сталинграде,  он был  несправедливо, по ложному навету,  репрессирован и в 1938 году расстрелян.

Долгое время сын Демиховского Феликс долго и настойчиво боролся за восстановление доброго имени и чести своего отца. Его беспристрастное расследование показало, что Д.В. Демиховский был осужден необоснованно, а его обвинение в «участии в антисоветской троцкистско-бухаринской организации» никакими реальными данными не подтверждено. Рассмотрев прокурорский протест, Военная Коллегия Верховного суда СССР 6 июня 1956 г. отменила прежний приговор в отношении Д.В.Демиховского за отсутствием состава преступления.

Славные и добрые дела Демиховского в Осетии не были забыты, а память о нем жителей  нашей  республики  помогла позже спасти семью Давида Вениаминовича от репрессий, хотя хорошо известно, что  любая  помощь  семье «врага народа» была в те годы совсем небезопасной.

Жена Демиховского  (Эсфирь Борисовна Динер) и дети вернулись из Сталинграда во Владикавказ  и здесь она получила возможность работать,  а сыновья —  учиться… Семье предоставили квартиру. В 1938 году жену  репрессированного Давида Вениаминовича,  исключенную из партии после ареста  мужа,  решением Владикавказского горкома ВКП (б), восстановили в партии и впоследствии наградили орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

Примечательный и показательный эпизод произошел в 1944 году,  когда сын  Демиховского — Феликс  подал заявление на вступление  в комсомол. Он честно  рассказал комиссии по приему, что его отец был арестован в 1937 году. Все растерялись, но тогдашний директор  5-ой орджоникидзевской школы, авторитетный педагог Михаил Заурбекович  Уруймагов  уверенно сказал, что  «в  Осетии  знают и помнят его отца»! Это был урок мужества и высокой  нравственности замечательного осетинского педагога, оставившего значительный след в истории народного образования республики.

Феликс был принят в комсомол  и впоследствии  вполне оправдал доверие Михаила Заурбековича — успешно окончил школу, технический  вуз и стал   руководителем одного  из крупных  промышленных предприятий страны, награжденным  за свой труд несколькими  орденами и медалями.

А старший сын Демиховского — Леонид, которому в 1941 году исполнилось  18 лет, был призван на фронт и в  1942 году погиб. Его имя выбито на обелиске павшим героям — владикавказцам, который установлен во дворе еврейского общества «Шолом».

Давид Вениаминович прожил короткую (38 лет), яркую и наполненную важнейшими событиями жизнь, но оставил немеркнущий след в индустриальном и культурном строительстве Северной Осетии. Его имя, также как и другие имена партийных и государственных руководителей республики, не забыты в памяти народной, как на Севере, так и на Юге. В Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания на самом видном месте размещены портреты всех лидеров Северной Осетии за последние 100 лет. И среди них достойное место занимает Д.В. Демиховский, патриот своей страны, патриот Осетии.

Очень хотелось бы, чтобы наши историки и молодые исследователи  анализировали происходившие события того времени, уделяли больше внимания вопросам истории и  развития Северной Осетии, публиковали больше материалов о выдающихся деятелях республики, в том числе о секретарях обкома партии, руководителях Верховного Совета и Совета Министров (облисполкома), внёсших значительный вклад в становлении нашей республики.

        Уверен, что рассказы о жизни и деятельности  интересных людей прошлого, подобных Д.В. Демиховскому,  о представителях разных национальностей, внесших достойный вклад в общее дело развития нашего горного края, послужат важному делу укрепления межнационального согласия и единения  общества.