Публичный отчет Главы Северной Осетии о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, образования, социального обслуживания за 2020 год рассмотрен на сессии парламента республики.
Прежде этот документ прошел через предварительные обсуждения в комитетах парламента, в которых участвовали председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова и председатель комиссии Общественной палаты по развитию институтов гражданского общества и взаимодействию со СМИ Эльвира Лазарова.
Отметим, Общественная палата Северной Осетии не только формирует персональный состав советов по независимой оценке качества условия оказаний услуг, но и регулярно на заседаниях Совет Общественной палаты рассматривает итоги всех проведенных проверок.
Напомним, в 2018 году в России начался новый трехлетний цикл проведения мониторинга качества предоставляемых услуг, по итогам которого независимой оценкой будут охвачены все медицинские, образовательные, социальные организации и учреждения культуры. Суть этого исследования в том, чтобы собрать максимально объективную информацию о работе учреждений, подведомственных министерствам образования, здравоохранения, соцзащиты и культуры.
И новый алгоритм независимой оценки, и универсальность анкет для соцопроса, и методика обработки информации тщательно проработаны и направлены на то, чтобы граждане дали реальную оценку качеству условий, в которых работают сегодня больницы и поликлиники, школы и вузы, дома культуры и театры, центры социального обслуживания и другие учреждения, оказывающие социальные услуги населению.
В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции независимая оценка качества проводилась с максимальным использованием механизмов «удаленного режима». Общественным советом Министерства здравоохранения Северной Осетии принято решение о переносе сроков проведения процедуры независимой оценки качества в медицинских организациях на последующие годы.
Сбор и обобщение информации по условиям госконтрактов осуществляют операторы: по Министерству образования и науки республики — Институт истории и археологии РСО-Алания, по Министерству культуры — АНО «Научно-исследовательский и аналитический центр гражданского развития РСО — Алания».
В 2020 году независимой оценкой качества условий предоставления услуг были охвачены 332 образовательные организаций, 34 организации культуры, 6 учреждений социального обслуживания. Всего в процедурах независимой оценки качества приняли участие 19417 респондентов в сфере образования и 411 респондентов в социальной сфере.
В целом обеспечена открытость и доступность информации об организациях. Так, на абсолютном большинстве сайтов присутствует информация о дистанционных способах обратной связи и взаимодействия с получателями услуг и их функционировании. Опыт показывает, что по-прежнему необходимо и важно размещать востребованную информацию на стендах в помещении организации, одновременно дублируя ее полностью на официальном сайте организации. Распространенным недочетом остается несвоевременное размещение и обновление информации.
Самым слабым звеном остается проблема доступности организаций для инвалидов. В большинстве организаций не решены вопросы обеспечения комфортности условий и доступности получения услуг для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Максимальный балл (100) не получил ни один из участников оценки качества. Наибольшие баллы в сфере образования заработали школа в с. Сунжа и школа-интернат в г.Алагир. Лидерами рейтинга в сфере культуры являются Национальный музей и Национальная библиотека республики, а также «Национальная ТК «Осетия-Ирыстон», государственные Осетинский и Русский театры, Республиканская библиотека для слепых и Республиканская детская библиотека им. Д. Мамсурова. Наибольший бал среди учреждений социального обслуживания получили Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Ласка», Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота», Республиканский психоневрологический дом-интернат «Милосердие».
«Независимая оценка качества – это, прежде всего, механизм получения обратной связи от граждан по вопросам функционирования социальной сферы. Этот инструмент имеет высокий социокультурный потенциал, его гражданская необходимость и информационно-управленческая ценность очевидны. Об этом свидетельствует и тот факт, что о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациям социальной сфере главы субъектов отчитываются публично перед законодательными органами регионов», — отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова. «Важно по результатам оценки принимать последовательные управленческие решения. Итоги независимой оценки качества, проведенной в 2020 год в организациях социальной сферы нашей республики, позволили сформулировать Общественным советам при Минобре, Минкульте, и Минсоцтруда ряд предложений по улучшению качества работы этих организаций».