Общественный контроль как инструмент противодействия коррупции

31

Председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РСО-А Руслан Бзаров принял участие в заседании республиканской Комиссии по координации работы по противодействию коррупции, которое провел врио Главы республики Сергей Меняйло.

О мерах по противодействию коррупции в сфере закупок доложил руководитель Управления РСО – Алания по проведению закупок для государственных нужд Александр Аккалаев. За первый квартал 2021 года Управлением проведено 737 процедур определения поставщика для обеспечения государственных и муниципальных нужд республики, из которых  состоялись 581. В 156 случаях не было подано ни одной заявки или все отклонены. За этот же период антимонопольным ведомством республики рассмотрено 186 жалоб. Как подчеркнул Александр Аккалаев, комиссия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сталкивается с ситуациями, потенциально ограничивающими круг возможных участников процедуры. Речь идет об использовании в описании объекта закупки, техническом задании и инструкции по заполнению заявки двусмысленных формулировок, которые не дают однозначного представления о потребности заказчика. Такие формулировки могут ввести участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие.

Также открытым остается вопрос разграничения понятий «используемых» и «поставляемых» товаров. Александр Аккалаев предложил возможные пути решений проблем: рассмотреть вопрос о целесообразности применения единой формы документов для формирования и размещения информации в единой информационной системе и на электронной площадке, а также разработать проект республиканского нормативно-правового акта об общественном обсуждении планируемых закупок. В нем должны быть установлены критерии, при которых процедуру было бы невозможно проводить без предварительного общественного обсуждения. Кроме того, предложен и порядок подачи заинтересованными лицами замечаний и предложений по обсуждаемой закупке.

– Проанализировав процесс проведения закупок в республике, возникают вопросы. Почему один объект разбивается на три лота и побеждает одна и та же компания? Как ведется работа по выявлению возможного конфликта интересов между участниками закупочных процедур? У нас меленькая республика, все знают – кто и за кем стоит. Поэтому вы и не хотите делать закупки понятными и прозрачными, – сказал Сергей Меняйло. Он также дал поручение руководителям органов исполнительной власти и органам местного самоуправления принять меры, направленные на выявление возможного конфликта интересов и скрытой аффилированности при проведении закупок – в срок до 1 ноября текущего года.

О принимаемых мерах по противодействию коррупции в сфере ЖКХ и проведении капитального ремонта в республике рассказал врио министра ЖКХ, топлива и энергетики Майран Тамаев. По его словам, одним из наибольших коррупционных рисков является площадка по сбору наличных платежей оплаты ЖКУ. С целью ликвидации этих рисков, все расчетно-кассовые центры и предприятия, собирающие денежные средства, переходят на безналичную систему оплаты – «в одно окно». При этом, есть риски и в деятельности Регионального оператора капитального ремонта, во избежание которых приняты соответствующие меры по пресечению и предупреждению коррупционных проявлений и исключению личного взаимодействия уполномоченных лиц с участниками конкурсных мероприятий.

Сергей Меняйло поручил руководителю ведомства выявлять возможный конфликт интересов и скрытую аффилированность у государственных гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит работа по ведению сводного реестра квалифицированных подрядных организаций и их отбору для включения в реестры.

Также на заседании рассмотрены вопросы реализации в республике нацпроекта «Образование» и мероприятий по антикоррупционной пропаганде.

Председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РСО-А Руслан Бзаров рассказала об итогах общественного контроля за ходом реализации в регионе национального проекта «Образование», отметив, что система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, действенный инструмент социальной и культурной политики, ведущий фактор интеграции российского общества, а одним из инструментов влияния общества на уровень и условия образовательной деятельности является ее постоянный мониторинг и независимая оценка.

Говоря об оплате труда педагогических работников Руслан Бзаров подчеркнул, что поиск оптимальной системы оплаты труда учителей соответствует вызовам времени. Однако считать, что она уже найдена, преждевременно. Чтобы позитивно отразиться на социальном самочувствии учителей, возросшая базовая часть зарплаты (и соответствующая ей «стажная уравниловка») требует параллельного роста процентного объема стимулирующих выплат, чтобы материализовать опыт, квалификацию и результативность. Общественная палата Северной ОСетии держит на общественном контроле реализацию нового положения о зарплате и выступает площадкой согласования интересов учителей и образовательного ведомства в случае возникновения спорных вопросов.

Председатель профильной комиссии Общественной палаты также напомнил об об общественном мониторинге организации горячего питания в школах. С 4 сентября 2020 г. общественники провели более 70 выездных проверок, охватив более 120 школ. Не все школы имеют полноценный пищеблок, не хватает посадочных мест в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. Тем не менее, этот важный проект реализуется успешно — более 44 тысяч школьников бесплатно получают горячее питание. Общественной палатой проведен онлайн-опрос (830 участников): 85,7% жителей республики ответили, что детям нравится школьное питание, а 83,6% респондентов считают питание здоровым и полноценным. В тех случаях, когда школьная еда не нравится, школьники называют маленькие порции, остывшие блюда, однообразное питание.

Комиссией по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, национальной политики Общественной палаты Северной Осетии проведена экспертиза проектов нескольких федеральных и региональных законов, а также мониторинг оптимизации малокомплектных школ.

В заключение, Руслан Бзаров отметил, что все национальные проекты — это цели первого порядка, и участвовать в их реализации призваны и государство, и гражданское общество. Члены Общественной палаты РСО-А активно вовлечены в работу по разъяснению сути нацпроектов. В числе наиболее важных и активно обсуждаемых, бесспорно, находится национальный проект «Образование». В целом он уже успешно реализуются в регионе. Республика должна внести свою лепту в решение общей амбициозной задачи — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран по качеству общего образования.