Технологии делегитимации предстоящих выборов и механизмы разоблачения и развенчивания фейков стали предметом обсуждения участников «круглого стола», состоявшегося на площадке Общественной палаты Северной Осетии.
В заседании приняли участие члены республиканского общественного штаба и муниципальных общественных штабов по контролю и наблюдению за выборами депутатов Госдумы и в органы местного самоуправления, руководители региональных отделений политических партий, Центральной избирательной комиссии и Центра управления регионом республики, СМИ.
Открывая дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова напомнила об итогах выдвижения и регистрации кандидатов. В России происходит увеличение конкурентности между партиями на выборах самого разного уровня. Растет качество подготовки партий к выборам.
«На мой взгляд, одна из главных тенденций нынешней парламентской кампании — уменьшение числа отказов в регистрации кандидатов в депутаты. Это обстоятельство увеличило конкуренцию между партиями. Если на выборах в предыдущий состав Госдумы в регистрации по одномандатным округам было отказано 245 кандидатам, то сейчас — 180. Если в 2016 году по федеральным спискам было зарегистрировано 77,8% кандидатов от заявленных партиями, а в 2021 году — уже 93,3%. Отмечу, что присутствует еще один аспект конкуренции – не только за прохождение в Госдуму, но и за государственное финансирование тех, кто преодолеет барьер в 3%. И оно ничуть не меньше. Уверена, что судьба непарламентских партий во многом зависит от их активности, особенно в последний предвыборный этап», — отметила Нина Чиплакова, оперируя данными Фонда исследования проблем демократии.
Один из важнейших приоритетов выборной кампании — явка избирателей. В 2016 году она составила 48%. Сегодня эксперты прогнозируют увеличение активности избирателей до 52%, связывая это с ростом интереса к конкурентной политике партий. Действенными инструментами мобилизации избирателей должны стать трехдневное голосование, дистанционное электронное голосование, большое количество региональных и муниципальных выборов.
«Но на явку влияет не только деятельность партий, но и внимание избирателей к разного рода фобиям, процессам, которые сопровождают выборы. Здесь важно научиться распознать вымыслы, провокации, фейки, уметь противодействовать им. Демонстрировать наступательную, опережающую позицию», — подчеркнула Нина Чиплакова, представляя гостя, эксперта Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», члена исполнительного комитета корпуса «За чистые выборы» Антона Лукаша.
Антон Лукаш на конкретных примерах показал анатомию фейка. Многие даже не подозревают, что есть специально обученные замотивированные люди, которые для создания фейков пользуются знаниями в социальной инженерии, таргетинговых технологиях, когнитивной психологии.
Эксперт Ассоциации «НОМ» предложил аудитории посмотреть фильм «Плутовство или хвост виляет собакой», который дает полное представление о подобного рода технологиях.
«Информационная война – не миф параноиков, а реальность, в которой мы уже находимся. Создатели фейков хорошо понимают психологию избирателя, который голосует «за человека, а не за партию, за судьбу, а не за идеологию» и владеют технологиями манипуляции общественным мнением и вниманием аудитории. Их задача, как правило, состоит в том, чтобы добиться периферического восприятия передаваемой ими информации – аудитория должна воспринять некий эмоциональный посыл, но при этом не вникать в его суть и не погружаться в детали. Часто для этого используют запоминающиеся аудиовизуальные изображения, которые просто не имеют отношения к реальным событиям», — отметил Антон Лукаш. «Задача фейков — повергнуть человека в состояние неприязни к тому обществу, в котором он живет. А итог следующий — перераспределение ресурсов за счет обмана этого человека, превращение его в «цифрового Буратино». Мы понимаем, что, если информационная война будет проиграна, цена вопроса – потеря суверенитета и независимости, потеря государства, что уже произошло, например, в некоторых странах Ближнего Востока».
«Машина» по производству лжи с каждым днем работает на все более высоких оборотах. В настоящее время и в России, и за ее пределами идёт масштабная разноуровневая и скоординированная операция, направленная на делегитимацию предстоящих выборов в сентябре. Элементы операции уже отрабатывались для подрыва политического режима в Белоруссии, Венесуэле, Северной Македонии и Боливии. К такому выводу пришли авторы доклада «Технологии делегитимации выборов в Госдуму 2021 года», презентация которого состоялась на площадке ТАСС 25 августа.
Антон Лукаш в рамках «круглого стола» во Владикавказе проиллюстрировал основные тактические линиях стратегии делегитимации выборов. Это — массовые фальсификации (объектом необоснованной критики становится трехдневный формат голосования, а также электронное голосование), недопуск оппозиционных кандидатов (объективные причины для такого решения в подобных случаях стыдливо умалчиваются), а также заявления о якобы нелегитимности власти в стране.
Все тактические линии подкрепляются психологическими инструментами воздействия, заранее заготовленной позицией международных организаций, а также масштабным вбросом фейковой информации.
Одна из «манипулятивных технологий» подрыва легитимности предстоящих в сентябре выборов — отказ ОБСЕ от участия в наблюдении. Ранее БДИПЧ ОБСЕ отказалось прислать своих наблюдателей на думские выборы из-за сокращения российской стороной количества заявленных наблюдателей с 500 до 60. По мнению экспертов, это — предварительно продуманная провокация, которая позволит представителям миссии по окончании выборов признать их незаконными, так как не было возможности получить информацию «из первых рук». Показателен и тот факт, что еще за два месяца до начала кампании по выборам в Госдуму комитет Европарламента заявил, что не признает итоги голосования.
В складывающихся условиях, по мнению Антона Лукаша, наблюдательскому и экспертному сообществу важно вооружиться знаниями о том, как ведется информационная борьба, как противостоять фейкам, уметь не только их развенчивать, но и предотвращать. Важная цель — повышение медиаграмотности граждан, развитие у них критического сознания, формирование органами власти и структурами гражданского общества системы и структуры подачи объективной и честной информации.
«Для организации работы по профилактике и пресечению фейков необходим комплекс мер. Конечно, важны традиционные подходы развития медиаграмотности и критического мышления у населения и постоянная информационная работа по опровержению фейков, в том числе на основе данных по общественному наблюдению», — считает Антон Лукаш.