О законодательной грамотности кандидатов

176

10 дней, отведенных по закону избиркомам, на принятие решений о регистрации списков партий и кандидатов по одномандатных округам, как партийцев, так и самовыдвиженцев, истекли. Избиркомы сообщают о принятии решений по регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации.

Как отмечают электоральные юристы, избирательное законодательное – сложный, постоянно обновляющийся свод нормативно-правовых актов. Так, изменилось максимальное количество обнаруженного брака в собранных подписях, которое не может превышать 5% (ранее — 10%), среди принятых новшеств и то, что теперь избиратель лично должен заполнять свои данные в подписном листе, есть и другие новшества.

Проведение избирательной кампании требует высококвалифицированного юридического сопровождения, которое по разным причинам доступно не всем кандидатам и их предвыборным штабам, причиной отказа в регистрации зачастую становится несоответствие заявки кандидата требованиям законодательства о выборах. 

Должен ли будущий законотворец разбираться в действующем законодательстве? Достоин ли политик, не соблюдающий необходимые юридические процедуры, быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах? 

Нина Чиплакова, Председатель Общественной палаты РСО-А: «Без сомнения, будущие законотворцы должны разбираться в действующем законодательстве. Если на этапе выдвижения кандидатов от партий, иных общественных организаций, самовыдвижении не соблюдены базовые требования избирательного законодательства, это, бесспорно, повлечет отказ в  их регистрации. То обстоятельство, что выборы 2021 электорального года стали высококонкурентными, подтверждают следующие показатели, опубликованные Центризбиркомом России по состоянию на 18.00 18 августа 2021 года. Пройдут 4,5 тысячи избирательных кампаний и кампаний референдумов, замещается 31 171 депутатских мандат и выборных должностей. Выдвинуто 91 916 кандидатов, в их числе  79 074 кандидата от 26 политических партий, 12 839 самовыдвиженцев. Изучая динамику регистрации кандидатов, можно увидеть, что зарегистрировано 84 426 кандидатов ( или 92% от общего числа зарегистрированных), отказано в регистрации 4717 кандидатам, а 2773 утратили статус. В феврале 2021 года в Общественной палате РСО-Алания был создан Общественный штаб по контролю и  наблюдению за выборами депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ и выборами в органы местного самоуправления в республике. Это — консолидированная площадка, которая проводит информационную, экспертную, разъяснительную работу для того, чтобы наши граждане приняли активное участие в масштабном и значимом для страны общественно-политическом  событии. Прошли обучение свыше 1000 общественных наблюдателей, заключены соглашения с 28 общественными организациями и политическими партиями, работа идет в плановом режиме. В текущем году в единый день голосования на территории Северной Осетии состоятся выборы депутатов Госдумы, а также депутатов представительных органов власти в ряде муниципальных образований. Будут открыты 335 избирательных участков. В окружную избирательную комиссию были представлены  документы на выдвижение от 9 кандидатов — 7 кандидатов, выдвинутых от политических партий и двух кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения. Однако, кандидаты- самовыдвиженцы не смогли представить необходимые документы в установленный срок и им было отказано в регистрации. В итоге на выборах в Государственную  думу по Северо-Осетинскому избирательному округу №25 примут участие 7 кандидатов от политических партий.Общественная палата республики предпринимает все необходимые меры для того, чтобы обеспечить легитимность и прозрачность предстоящих выборов«.

Ирина Дзгоева, руководитель регионального Общественного штаба по контролю за выборами, председатель комиссии по социальной политике, здравоохранению, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной Палаты РСО-А: «Кандидаты в депутаты, независимо от уровня законодательного органа, вне всякого сомнения, должны разбираться в действующем праве. Понятно, что далеко не все претенденты являются профессиональными юристами. Но если человек готов стать законотворцем, то он должен неустанно восполнять пробелы в знаниях законодательства. В современном мире возможностей и форматов для этого более чем достаточно. На мой взгляд, любой кандидат в обязательном порядке должен быть знаком с азами юридических процедур на этапе регистрации. Это значительно облегчает взаимодействие с избиркомами и снижает вероятность отказов. Ведь, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. И избирательные комиссии должны действовать в строгом соответствии с законом: в случае явного нарушения избирательного законодательства партии и кандидаты регистрироваться не должны. Может ли быть зарегистрирован человек, не знающий соответствующие правовые нормы, в качестве кандидата? Формально может, если его документы были правильно подготовлены привлеченными юристами. Но насколько эффективно он потом проявит себя, если станет депутатом? Удастся ли ему выдвигать действительно нужные инициативы, которые прямым образом будут влиять на повышение качества жизни людей? Это, конечно, зависит от готовности к самообразованию и понимания своей высокой ответственности в новом статусе. В Республике Северная Осетия-Алания избирательная кампания проходит спокойно и прозрачно. Зарегистрировано семь кандидатов от политических партий. Двум самовыдвиженцам было отказано в регистрации на законных основаниях: ранее они уведомили о своем выдвижении, однако впоследствии не представили необходимый для регистрации пакет документов«.

Марат Басиев, член регионального Общественного штаба по контролю за выборами, доцент кафедры государственного права  СОГУ: «Отмеченные новеллы законодательства ужесточают требования к регистрации кандидатов, что мотивирует последних уделять более серьезное внимание к стадии поддержки собственного выдвижения. По моему мнению, будущий законотворец должен разбираться в действующем законодательстве. Как минимум должен системно понимать право, его общие принципы. Что касается избирательного права, то конечно, как кандидат, он должен знать свои права и обязанности. Вопрос о том, достоин ли политик не соблюдающий необходимые юридические процедуры быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах, необходимо разделить на две составляющие. В первом случае, если допущенные несоответствия применительно к регистрации являются неумышленными (например, неточности, опечатки, забывчивость), то необходимо обеспечивать возможность их устранения. В других случаях – явного злоупотребления правом (подделка подписей избирателей, искажение размера имущества и т.п.) должны влечь ответственность. В нашем регионе (Северная Осетия-Алания) отказов в регистрации по одномандатному округу в Государственную Думу нет. Были отказы в регистрации в органы местного самоуправления. Причина – недостоверность сведений.  В этой связи миссия избирательной комиссии быть вне политики. Это сугубо орган организации и проведения выборов. С точки зрения регистрации кандидатов комиссии должны подходить к этому исключительно технологически: соблюдена или нет норма закона