Общественный контроль в электоральном процессе

285

В 2021 году в России сформировалась масштабная инфраструктура общественного контроля за выборами. Этот результат был достигнут усилиями общественных палат регионов, общественных и правозащитных некоммерческих организаций, экспертами и наблюдателями Ассоциации НОМ. В будущем перед институтом наблюдения будет стоять задача противостояния информационному вмешательству в выборы.

К такому выводу пришли практики и теоретики электоральных процессов, собравшиеся за круглым столом в рамках IX Всероссийского конгресса политологов. Научное сообщество представило исследования соцмедия, подтверждающие выводы о вмешательстве во внутренние процессы в стране. В «круглом столе» приняла участие и председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

О компетенциях сформировавшегося в 2021 году наблюдательского сообщества рассказал член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод. «Впервые в ходе избирательной кампании Ассоциацией НОМ совместно региональными палатами была создана инфраструктура независимого общественного наблюдения. В каждом регионе созданы активы электоральных экспертов и правозащитников, которые в рамках работы общественных штабов по наблюдению и мониторинговых групп проводили постоянный анализ всех стадий избирательного процесса, организовывали обучение для наблюдателей», — отметил он, добавив, что на прошлых выборах, благодаря своевременной реакции общественных наблюдателей и экспертов, удалось обратить внимание членов комиссий и правоохранительных органов на все проблемные инциденты и нарушения. По словам Александра Брода, в 2022 году Ассоциация НОМ также не собирается «мириться с нарушениями на избирательных участках и продолжит задавать высокие стандарты ответственности, соблюдения закона и чистоты выборов».

Член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова со своей стороны как практик проследила эволюцию в развитии института общественного наблюдения, отметив: 2020-2021 года стали для него поворотными. Так, обратила внимание А. Булгакова, именно в этом году институты гражданского общества были признаны полноправными участниками избирательного процесса. Речь идёт о возможности представителей общественных штабов формировать мобильные группы и взаимодействовать с участниками процесса на участках, а также вести постоянную работу по мониторингу на площадках Центров общественного наблюдения (ЦОНов). «В дальнейшем мы сосредоточимся на том, чтобы развивать работу экспертного сообщества, расширять программы подготовки и совершенствовать технологический инструментарий», — рассказала А. Булгакова.

О вызовах, тренд по которым оказался обозначен в этом избирательном цикле, рассказал председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев. На протяжении следующих лет институт общественного контроля столкнётся с главным вызовом – иностранным вмешательством в выборы, заверил он. «К сожалению, мы видим, как процесс вмешательства продолжается и сейчас. В Конгрессе США уже звучат призывы о непризнании президентских выборов в 2024 году. Мы видим, как в социальных сетях идёт массовая скупка аккаунтов, групп, где происходит их искусственное накачивание протестным контентом. Всё это будет использоваться дискредитаторами на выборах следующих лет», — спрогнозировал эксперт, подчеркнув – такие попытки будут безуспешны, так как в стране создана массовая система общественного наблюдения. «С 2019 года через нашу систему наблюдения и обучения прошло более 1 млн человек», — отметил эксперт.

Практические выводы электоральных экспертов на круглом столе подтвердили ученые. Результаты исследования социальных медиа, проведенные в этом году, на площадке представила доктор политических наук, руководитель Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Елена Бродовская. По словам исследователя, анализируя соцсети, авторы ставили целью определить величину информационного потока по делегитимации выборов в социальных медиа, выявить основные темы и кто этот поток направляет и управляет им. Выяснилось, что наибольшее внимание было приковано к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ) и попыткам дискредитировать этот институт, а также теме нарушений и международной теме с упором на непризнание выборов международным сообществом.

Еще об одном явлении – эффекте SEME – рассказал лаборант-исследователь Центра политических исследований Финансового университета при правительстве Владимир Лукушин. Изучая работу поисковых систем с запросами и выдачами, ученый обратил внимание на манипулирование информацией поисковиком Google за счет выдачи в виде «ссылок с высоким рейтингом, которые вызывают наибольшее доверие у пользователей», публикаций, наталкивающих пользователя на определенные выводы. В частности, в дни выборов при поиске материалов о выборах, поисковик выдавал только публикации с негативной коннотацией. «Такому масштабированию деструктивной информации о выборах способствуют интернет-корпорации. По завершению думской кампании, миллионы пользователей по нейтральному запросу о выборах, видели только негативные новости, содержание и критические оценки итогов и хода голосования. Наибольшую окраску имели негативные заголовки по темам дистанционного электронного голосования, международного наблюдения и нарушениях при подсчёте», – рассказал исследователь.

Выводы научного сообщества в своих выступлениях подтвердили региональные эксперты НОМ, в том числе председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

«Какие особенности кампании я бы отметила? Значительное число фейков, но качество их было не высоким – определить и разоблачить ложную информацию, как правило, не составляло труда. Члены нашего регионального общественного штаба в дни выборов посетили более 120 избирательных участков, дали консультации – в телефонном формате и в очном общении непосредственно на участке — по 180 вопросам. Избирательная система России успешно справилась с организацией голосования в условиях пандемии. Причем на всех стадиях электорального процесса – от агитационной работы с избирателями, которая велась главным образом посредством средств массовой информации и интернета, без так называемых «живых» встреч, и до непосредственно голосования«, — рассказала Нина Чиплакова.

Руководитель региональной Общественной палаты отметила, что Осетия всегда ответственно относилась к большим, значимым политическим процессам. И минувшие выборы в очередной раз показали высокую политическую активность и грамотность граждан. Перед избирателем был довольной широкий диапазон политических платформ — 32 партии, и каждый мог выбрать то, что отвечает его запросам. Для многих это стало еще одним дополнительным стимулом пойти на выборы.

Она также подчеркнула, что есть потребность в системной работе с экспертным сообществом, поскольку оно стал ключевым звеном разъяснительной кампании в рамках избирательного процесса.

«Мы считаем, что наблюдательная работа — это обязательная часть подготовки молодого политолога, способная погрузить его в в практическое поле будущей профессиональной деятельности. Мы приветствуем проведение форумов молодых политологов «Дигория», которые прошли в том числе и в Осетии. Заместителем руководителя дирекции по подготовке и проведению форума стал Заурбек Хугаев, председатель Союза молодежных избирательных комиссий России. Аналогичную тематику мы обсуждали с молодежью и студенчеством Северной Осетии летом этого года. Площадка экспертного форума способствовала консолидации нашей совместной работы» — напомнила Нина Чиплакова.

Участники круглого стола подчеркнули важность продолжения системной работы по совершенствованию механизмов подготовки общественных наблюдателей в части противодействия провокациям, в том числе, в соцсетях.