«Новостная диета»

118

Формирующие ленту и предлагающие рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах рекомендательные алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей, считают в московском отделении Ассоциации юристов России.

В комитете Госдумы по информационной политике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России отрегулировать работу рекомендательных сервисов. В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет, и приводят в пример Telegram, где таких алгоритмов нет, и «ВКонтакте», который сделал кнопку отключения рекомендаций и создания ленты в хронологическом порядке.

В то же время опрошенные «Газетой.Ru» эксперты опасаются, что чрезмерное вмешательство в коммерческие инструменты может нанести серьезный ущерб цифровой экономике, и в том числе вынудить часть иностранных компаний покинуть российский рынок.

Андрей Попов, член Общественной палаты РСО-А, заместитель директора ПАО «Ростелеком»: «Несомненно, рекомендательные системы приносят выгоду владельцам онлайн-магазинов, различных сервисов и приложений. Они показывают пользователю именно то, что ему интересно, и генерируют прибыль. Но есть и минусы. Человек привыкает к подсказкам рекомендательных сетей при выборе книг, приложений, фильмов и музыки, и другого контента. У него пропадает стимул изучать новые непривычные жанры — ведь всё, что предлагает сеть, ему в принципе нравится. Особенно остро стоит проблема потребления новостей и выдачи умной ленты в социальных сетях. Потому что здесь речь идёт уже не столько о развлечениях, сколько о формировании мировоззрения. Бояться полной потери индивидуальности не стоит. Все мы в какой-то степени полагаемся на гаджеты и современные технологии, а рекомендации помогают ориентироваться в потоке информации и находить интересные материалы быстрее.«

Елена Гобозова, член Общественной палаты РСО-А, smm-менеджер: «Каждая социальная сеть — это микромир, который за счёт алгоритмов живёт по своим законам и в конечном итоге конструирует информационные эхо-камеры вокруг пользователей. История не припомнит столь масштабной возможности влиять на умы людей: окружать их «нужной» информацией и формировать мнение по тому или иному поводу. Считаю инициативу Госдумы своевременной. Пользователи имеют право видеть полную картину происходящего, а не одни лишь рекомендации сети, которые зачастую формируются в чьих-то политических интересах.«