Дороги без опасности

451

«Обеспечение безопасности дорожного движения как фактор социально-экономического и демографического развития республики». «Круглый стол» по этой актуальной теме состоялся в Общественной палате Северной Осетии.

«Дорожно-транспортные происшествия — одна из самых опасных угроз здоровью и жизни людей во всем мире.Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы в качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения. По состоянию на 1 декабря 2020 года в Северной Осетии этот показатель значительно выше. А ведь за сухими цифрами – жизни реальных людей. Проблема усугубляется еще и тем, что пострадавшие в аварии, как правило, молодые, здоровые люди. Какие же факторы влияют на частоту и тяжесть ДТП? Какова ответственность участников дорожного движения? Какие меры следует предпринять для обеспечения безопасности и как они реализуются у нас в республике? На эти вопросы мы и хотим получить ответы от авторитетных управленцев, в ведении которых — вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, строительство автодорог, воспитание участников дорожного движения», — отметила, открывая дискуссию, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

В заседании «круглого стола» приняли участие представители региональных Управлений ГИБДД, МЧС, Ространснадзора, Комитета дорожного хозяйства, Министерства промышленности и транспорта, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, АМС г.Владикавказа, члены Общественной палаты республики, СМИ.

Цифры, озвученные вице-премьером, председателем Правительственной комиссии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в РСО-Алания Ирбеком Томаевым, наводят на серьезные раздумья. За последние 5 лет на дорогах республики произошло свыше 4 тысяч ДТП, в которых погибли более 500 человек, и более 5,5 тысяч получили травмы. Каждый сотый житель республики в той или иной степени пострадал в дорожном происшествии. В 452 ДТП погибло 20 детей. За 5 лет региональным управлением ГИБДД зарегистрировано 2 млн 78 тысяч нарушений правил дорожного движения.

«Анализ ситуации на дорогах выявил ключевые причины, каждая из которых уносит жизни людей. Это — наезды на пешеходов, причём 80% из них – вне пешеходных переходов, вождение автомобиля в нетрезвом виде, нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу движения. Очевидно, главный фактор ДТП – человеческий. Впрочем, свою роль играют и недостатки уличной дорожной сети, техническое состояние автотранспорта, необустроенность мест парковки. К решению этих проблем необходимо приложить совместные усилия – и органов государственной власти, и гражданского общества», — отметил Ирбек Томаев.

Реформа по сокращению федеральных служащих затронула и ГИБДД. Акцент был сделан на цифровых технологиях. В Северной Осетии сегодня функционируют 79 стационарных комплексов фотовидеофиксации, в том числе 45 — во Владикавказе. В минувшем году камерами зафиксировано около 392 тысяч нарушений правил дорожного движения, выписано штрафов на 184,5 млн рублей.

«Одна из главных проблем сегодня — агрессия на дорогах. Ее надо решать как на законодательном уровне, так и на уровне профилактики, убеждения, пропаганды. Если брать в целом по спектру дорожно-транспортных происшествий, где есть пострадавшие, мы понимаем, что главная опасность — это водители в состоянии опьянения. И здесь надо приложить все усилия, чтобы не допустить появления таких водителей. К сожалению, фотовидеофиксацией этого не сделаешь. Выявить такое нарушение, пресечь его может только инспектор на дороге. На профилактику управления транспортными средствами в состоянии опьянения задействованы значительные силы ДПС. Мы широко практикуем такую форму работы, как массовые проверки водителей на состояние опьянения с привлечением других полицейских подразделений, медицинских работников, общественности. Административное воздействие — лишь одна из составных частей профилактики. Самое главное, на мой взгляд, — убеждать участников дорожного движения, что они не одни на дороге и от их поведения зависит как собственная жизнь, так и жизни людей, которые их окружают», — подчеркнул врио начальника УГИБДД по РСО-Алания Таймураз Моураов.

Минюст и МВД намерены ужесточить наказания для нарушителей в новом КоАП. Водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения ПДД, таких как выезд на встречную полосу или проезд на красный свет, могут лишить прав на срок до полутора лет. Будут усилены санкции за пьяное вождение: нетрезвого водителя можно будет лишить прав на срок до трех лет, если тот вез ребенка. По мнению участников дискуссии действовавшую в советские годы систему штрафных санкций стоит адаптировать к нынешней реальности. Накопительная система баллов вынуждала водителей быть ответственнее. Исчерпавшего лимит в 15 баллов или в три прокола лишали права управлять автомобилем и отправляли на переэкзаменовку.

Стремительно растет автомобилизация — только за последние 3 года количество зарегистрированного автотранспорта в республике увеличилось на 40 тысяч и достигло 288 тысяч единиц. Стало больше транзитного и иногороднего транспорта. Нагрузка на дорожную инфраструктуру республики существенно возросла , поэтому необходимо ее постоянно совершенствовать.

Как отмечали в ходе дискуссии члены Общественной палаты Северной Осетии, благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в республике уже осуществлен беспрецедентный объем строительных и ремонтных работ на автодорогах и трассах. По информации заместителя председателя Комитета дорожного хозяйства республики Игоря Дзампаева, анализ причин аварийности на дорогах позволил выявить более 30 мест концентрации ДТП, а также места возникновения возможных очагов аварийности и принять меры по их устранению. Наряду с заменой дорожного полотна, уделяется особое внимание обустройству светофорных объектов, пешеходных переходов, освещению дорог и разметке.

На вопрос члена Общественной палаты Сослана Сикоева «зарегистрированы ли случаи ДТП по причине несовершенства дорожной сети и связанные с этим иски к Комитету дорожного хозяйства» Игорь Дзампаев ответил «однозначно нет». Сослан Сикоев также обратил внимание представителей профильных ведомств на необходимость принятия мер по обеспечению безопасности на новой дороге «Владикавказ-Моздок». Осуждалась и возможность организации четырехполосного движения по дороге «Владикавказ-Алагир». Это особенно актуально в контексте строительства туристического комплекса «Мамисон».

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда безопасного поведения на дорогах — одно из важнейших направлений деятельности педагогических коллективов. Об этом рассказал заместитель министра образования и науки Северной Осетии Алан Аликов. Школьники регулярно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх.

Активизировалась работа отрядов юных инспекторов дорожного движения: сегодня в их рядах более 2 тысяч подростков. Команда школьников республики приняла участие в финале всероссийского конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Для 30 тысяч учеников младших классов была организована онлайн-олимпиада «Безопасные дороги». В рамках «Недели безопасности дорожного движения» проведена серия мероприятий, направленных на соблюдение требований перевозки детей автобусами. К слову, в 2019 году новые школьные автобусы получили 14 образовательных учреждений республики, в 2020 – еще 9.

В ходе дискуссии прозвучало предложение ввести в школьную программу образовательный курс по правилам дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи, возможно с получением по окончанию школы водительских прав наряду с аттестатом. Такая перспектива пока весьма спорна и вызывает неоднозначное мнение. Однако, очевидно, требует рассмотрения. Как известно, с 1 апреля 2021 года вступят в силу новые правила сдачи экзамена на водительские права. Получить их скоро можно будет не с 18, а с 16 лет. Правда, для этого потребуется письменное согласие от родителей.

По мнению заместителя министра здравоохранения Северной Осетии Тамары Томаевой, эта законодательная инициатива опасна своими последствиями и необходимо приложить все усилия, чтобы ее отклонить. Мобильным бригадам нередко приходится спасать именно подростков, без ведома родителей севших за руль.

«Экстренную медицинскую помощь на месте ДТП в республике сегодня оказывают 325 бригад скорой помощи. Кроме того, на федеральной трассе Р-217 «Кавказ» дежурят 4 реанимационные бригады центра медицины катастроф. Реанимобили оснащены всем необходимым оборудованием. Главная задача мобильных бригад– минимизировать время от момента получения травмы до оказания экстренной помощи и при транспортировке в стационар. По стандарту важно прибыть на место ДТП в течение 20 минут.В минувшем году врачи получили 544 вызова. 84 человека спасти не удалось – они погибли на месте аварии. Госпитализирован 321 человек», — рассказала Тамара Томаева.

Искоренение правового нигилизма, пропаганда безопасности дорожного движения; совершенствование надзора и контроля за использованием ремней безопасности и других защитных средств; соблюдение скоростного режима и выявление нетрезвых водителей; ужесточение системы выдачи водительских удостоверений; использование инноваций в градостроительстве и землепользовании; улучшение качества автодорог, развитие автобанов… Спектр мер, которые могли бы улучшить ситуацию на дорогах, сделать их безопаснее, достаточно велик. Но, как отмечали все участники состоявшегося в Общественной палате Северной Осетии «круглого стола» — прежде всего, важно повышать культуру поведения на дорогах. В последние годы большое внимание уделяется проведению масштабных социальных кампаний. Серьезной мерой воздействия на нарушителей может стать общественное порицание, возможности общественного контроля.

«В формировании культуры поведения на дорогах особенно значима, даже незаменима, деятельность общественных организаций: информационная, просветительская, воспитательная. Бесспорно, этим занимаются и структуры МВД, ГИБДД, средства массовой информации. Но роль гражданского общества достаточно велика. Считаю, что нам всем следует максимально использовать возможности институтов гражданского общества, поскольку они объединяет и координирует усилия всех граждан. Более того, обладают практически неограниченным ресурсом в том, что касается анализа ситуации, подготовки конкретных предложений, их продвижения в органах власти, общественном мнении. От подобного взаимодействия выиграют все. Но самое главное, наши дороги станут безопаснее, а наши сограждане – более защищенными», — отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Сформированный по итогам состоявшейся дискуссии перечень рекомендаций будет направлен в профильные органы исполнительной власти. Он среди прочего включает в себя регулярные проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети городов республики, создание парковок, комплексное обустройство пешеходных переходов, обеспечение соответствия автобусов и маршрутных такси техническим регламентам, использование образовательных программ для формирования безопасного поведения на дорогах, привлечение к профилактической работе волонтеров и общественных организаций.