Конкретная повестка общественного контроля разнообразна, но в центре ее всегда – гражданин. Как работает модель взаимодействия власти и общества рассказала в ходе итоговой пресс-конференции председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.
«Общественная палата, как ключевой институт гражданского общества, отслеживает изменения в общественной жизни, проектируемые и принимаемые властью решения, анализирует их возможные последствия, реакцию граждан на них, взаимодействует с представителями социальных групп, лидерами общественных структур, органами власти для того, чтобы гражданские инициативы были востребованы, а общественные интересы учитывались при принятии решений органами власти. И уходящий год дает нам все основания утверждать, что власть открыта к общественному контролю, к взаимодействию, готова слушать и слышать общество», — отметила Нина Чиплакова.
Наряду с общественным мониторингом реализации национальных проектов и мер поддержки граждан и бизнеса в условиях пандемии в фокусе внимания общественников Северной Осетии был целый ряд и других социально значимых направлений.
«Сейчас для нашей республики в приоритете — реализация перечня мероприятий социально-экономического развития Северной Осетии, утверждённого распоряжением Правительства РФ. Этот перечень включает в себя 64 пункта – наиболее важные для республики объекты во всех районах, которые подлежат реализации в первоочередном порядке. И все они – на общественном контроле не только республиканкой Общественной палаты, но и муниципальных палат и общественных советов при органах исполнительной власти», — подчеркнула Нина Чиплакова.
В уходящем году Общественная палата Северной Осетии по поручению Главы республики Вячеслава Битарова проверила 72 объекта социальной инфраструктуры, которые были построены в 2016 – 2018 годах в рамках государственных и целевых программ: школы, детские сады, ФАПы, Дома культуры, спортивные площадки…
«Это были вовсе не формальные рейды. Ведь все эти объекты построены или реконструированы, чтобы служить нам самим, жителям нашей республики в разных городах и селах. Члены Общественной палаты с коллегами из ОНФ провели масштабную работу. Ничто не осталось без их внимания – подвалы, противопожарные и вентиляционные системы… По итогам общественной проверки, информация о которой была передана Главе республики, сформирован перечень протокольных поручений профильным ведомствам и муниципалитетам. Часть выявленных нарушений была устранена уже в ходе работы с подрядчиками и ответственными органами местного самоуправления, а также с руководителями построенных социальных объектов. По долгосрочным вопросам мы получили соответствующие ответы. Разумеется, такая реакция на голос общественности не может не радовать», — отметила Нина Чиплакова.
Коммунальные жалобы преобладают в структуре обращений граждан на «горячую линию» Общественной палаты Северной Осетии. Именно поэтому в преддверии отопительного сезона была проведена масштабная проверка объектов ЖКХ и топливно-энергетического комплекса. На контроль членов Общественной палаты и ОНФ были взяты 238 котельных и центральных тепловых пунктов в г.Владикавказе и районах республики.
«Подготовка прошла в плановом режиме, проведены все необходимые мероприятия по ремонту и техобслуживанию инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Но с наступлением отопительного сезона на стыке сфер деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций возникают проблемы, которые, на наш взгляд, носят системный характер. Мы считаем важным обратить внимание на обеспеченность тепловых пунктов резервным оборудованием на случай непредвиденных ситуаций, а также на работу управляющих компаний и ТСЖ, которые и отвечают за подачу тепла от котельной до конкретной квартиры. Здесь необходимо понимать границы ответственности и каждому на своем участке добросовестно выполнять свою работу», — отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии.
Нина Чиплакова также напомнила о независимом мониторинге организации бесплатного горячего питания в школах, который Общественная палата Северной Осетии проводит совместно с муниципальными общественным палатами. На контроле также – госзакупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов для лечебных учреждений республики.
«Наша цель — повышение общественной осведомленности о госзатратах. Давать независимую оценку итогам закупки, запрашивать у заказчика сведения о том, как исполняется контракт, если выявлены нарушения обращаться в контролирующие организации. Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения. Все это — инструменты общественного контроля. И мы ими в полной мере пользуемся», — рассказала Нина Чиплакова.