Экспертное заключение

395

Комиссия Общественной палаты Северной Осетии по вопросам образования и науки, культурного и духовного развития, национальной политики провела независимую экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции устанавливаются ограничения на проведение публичных и иных массовых мероприятий, что препятствует проведению общих собраний или заседаний коллегиальных органов управления некоммерческих и религиозных организаций. Система совместного дистанционного присутствия направлена на повышение удобства осуществления органами управления НКО своих прав.

Законопроект отличается актуальностью, поскольку отвечает на общественный запрос о регламенте применения дистанционных и коммуникационных технологий при проведении общих собраний или заседаний коллегиальных органов управления некоммерческих и религиозных организаций.

По мнению экспертов Общественной палаты Северной Осетии, реализация проектируемых изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», несомненно, облегчит работу некоммерческих и религиозных организаций, снабдив их ссылкой на положение закона и унифицируя подходы к применению дистанционных и коммуникационных технологий.

Важным достоинством законопроекта, Общественной палаты Северной Осетии, является то, что применение в оговоренных случаях дистанционных и коммуникационных технологий некоммерческими и религиозных организациями не потребует дополнительных материально-технических ресурсов и не возлагает ответственности за финансовое обеспечение инноваций на бюджетную систему Российской Федерации.

Главное социальное и политико-правовое последствие реализации положений законопроекта выходит далеко за пределы временных обстоятельств карантина и будет заключаться в упрочении демократических институтов гражданского общества, форм открытости и прозрачности в деятельности некоммерческих и религиозных организаций.

В то же время, эксперты Общественной палаты Северной Осетии отмечают упущения в законопроекте. В частности, необходимо закрепить в законопроекте возможность дистанционного присутствия членов вышеупомянутых организаций и их коллегиальных органов, вынужденных действовать в режиме чрезвычайной ситуации или строгого карантина.

Эксперты Общественной палаты РСО-Алания считают принятие указанного законопроекта целесообразным и предлагают утвердить его с вышеназванными поправками.