Укрепление позиций русского языка

173

Комиссия Общественной палаты Северной Осетии по вопросам образования и науки, культурного и духовного развития, национальной политики провела независимую экспертизу проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации. В обсуждении приняла участие и член Совета  по русскому языку при Президенте РФ, кандидат филологических наук Алина Левитская.

Эксперты Общественной палаты Северной Осетии единодушны в том, что актуальность законопроекта не вызывает сомнения. Принятие поправок к Конституции РФ диктует необходимость привести в соответствие с духом, терминологией и понятийным аппаратом обновленных конституционных статей и такую важную сферу жизни государства и общества, как функционирование государственного языка Российской Федерации.

«Русский язык в мировой иерархии — один из пяти мировых языков, а в России — государственный язык и язык межнационального общения. Тот факт, что его нужно охранять, неоспорим. Именно на это и нацелена одна из новых поправок в Конституцию нашей страны, закрепляющая статус русского языка как связующую нас сущность. Но это не означает ущемления чьих бы то ни было прав и вымывания других языков из нашей общей культурной палитры. Широкая общественная экспертиза поправок в закон «О государственном языке Российской Федерации» призвана найти баланс между государствообразующим языком и языками многочисленных народов, населяющих нашу огромную страну«, — отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Достоинствами законопроекта, по мнению членов профильной комиссии Общественной палаты Северной Осетии, являются уточнение полномочий Правительства Российской Федерации в сфере утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации; постановка задачи создания надлежащих условий для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка; определение знания государственного языка Российской Федерации в числе квалификационного требования для замещения должностей государственной службы Российской Федерации и муниципальной службы.

В то же время северо-осетинские эксперты отмечают упущения в законопроекте. В частности, отсутствие в его тексте упоминания о существовании государственных языков субъектов Российской Федерации и, значит, об их соотношении с «общегосударственным» русским языком – как трактует пункт 1 статьи 68 Конституции (и повторяет законопроект в преамбуле), «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории».

«В пункте 2 статьи 68 Конституции четко прописано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Напрашивается следующее дополнение к новой статье 41, которую предлагается включить в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». В пункте 1 после слов «…используют государственный язык Российской Федерации…» записать в скобках: (наряду с государственными языками субъектов Российской Федерации, установленными соответствующими законодательными актами)«, — уточнил председатель профильной комиссии Общественной палаты Северной Осетии Руслан Бзаров.

Таким образом, текст пункта 1 статьи 41 эксперты региональной палаты предлагают в следующем виде: «1. В целях обеспечения государственного единства многонационального народа Российской Федерации федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации в своей деятельности используют государственный язык Российской Федерации (наряду с государственными языками субъектов Российской Федерации, установленными соответствующими законодательными актами)и создают условия для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в соответствии с порядком, предусмотренным частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.»