Иван Алборов: «Мы за поправки, касающиеся защиты природы»

123

Члены Общественной палаты Северной Осетии в преддверии общероссийского голосования продолжают разъяснительную работу по поправкам в Конституцию РФ.

Иван АЛБОРОВ, заслуженный эколог России, председатель комиссии по экологии и природоохранной деятельности Общественной палаты РСО-А

Ст.114 указывает на задачи Пра­вительства Российской Федерации по обеспечению проведения единой со­циально ориентированной государ­ственной политики в области охраны окружающей среды. Защита природы и сохранение уникального природно­го многообразия страны — важнейшая функция государства, поэтому необходимо законодательно закрепить непрерывное экологическое воспитание и образование, воспитание экологической культуры. Цель поправки — сохранение среды и природных богатств для буду­щего России. Использование только безотходных технологий переработки сырьевых материалов, чтобы исходным сырьем для переработки стали отходы переработки сырья в первом цикле про­изводства.

В сохранении красоты при­родных ландшафтов и природного рав­новесия при функционировании вредных предприятий и производств важно, что­бы на объектах 1-2-го классов опасно­сти (к ним относятся и полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО), был пред­усмотрен в деятельности такого рода объектов ликвидационный фонд — буду­щая экологическая гарантия сохранения благополучия территории в зоне нега­тивного воздействия вредного объекта на окружающую среду. Средства из него можно будет использовать не только по­сле того, как компания завершит работу на объекте размещения, но и по мере его работы в случае необходимости за­крытия объектов производства. Чтобы избежать обесценивания средств, вло­женных в фонд, деньги предполагает­ся размещать на специальных счетах в банках. У компаний будет возможность инвестировать средства фонда, форми­руя портфель высоколиквидных активов. Формировать фонд компания будет «на протяжении жизни объекта вредного воздействия». Формула для вычисле­ния предельного размера отчислений в ликвидационные фонды требует допол­нительно обоснования. Механизм акку­мулирования средств фондов на банков­ском пополняемом депозитном счете должен быть со специальным режимом целевого расходования средств.

Всегда существует риск, что природопользователь окажется не в состоянии выполнить эти обязательства, например, по при­чине экономического кризиса, форс-мажорных обстоятельств и т.д. Ликви­дационный фонд — страховка от таких случаев. Такое дополнение будет очень полезно региональным властям.

В на­шем случае, ОАО «Электроцинк» любыми способами пытается уйти от восстанов­ления деградированных и загрязненных в процессе его деятельности земель в г. Владикавказе. Конечно, природопользователи могут выражать явное недо­вольство, ведь как только такая поправка будет принята в Конституцию, им нужно будет вкладывать реальные деньги в этот фонд. Зато для властей это будет хо­рошей страховкой, поскольку даже при банкротстве предприятия будут иметь­ся средства на рекультивацию земель.

Стандартная сумма отчислений в этот фонд будет составлять около 5-7% от накопительных капитальных затрат, что вполне соответствует мировой практи­ке, и 5,5% — от эксплуатационных затрат. Размер и порядок отчислений в ликвдационный фонд устанавливаются кон­трактом на недропользование. В случае установления уполномоченным для этих целей государственным органом факта нецелевого использования налогопла­тельщиком средств ликвидационного фонда полигонов размещения отходов сумма средств нецелевого использова­ния подлежит включению в совокупный годовой доход налогоплательщика того налогового периода, в котором оно было допущено.

Весьма актуально и включение в та­кую схему и ликвидационный фонд по­лигона размещения отходов — фонд, формируемый в составе общих средств собственника полигона размещения от­ходов для рекультивации и мониторинга полигона после его закрытия. Ликвида­ционный фонд полигона размещения от­ходов создается собственником полиго­на размещения отходов для проведения мероприятий по рекультивации земли территории полигона и ведения монито­ринга воздействия на окружающую сре­ду после закрытия. Проект по ликвида­ции полигона должен предусматривать выполнение работ по рекультивации территории, проведению мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1-го класса, двадцати лет для полигонов 2-го класса. Средства на проведение рекуль­тивации нарушенных земель и последу­ющего мониторинга поступают из ликви­дационного фонда полигона.

Газета «Владикавказ»