В «российском прорыве» власть и общество – партнеры

81

По инициативе комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений на площадках региональных Общественных палат в настоящее время проходит широкое обсуждение проекта Специального доклада Общественной палаты Российской Федерации «Российский прорыв и задачи гражданского общества».

Цель доклада – обозначить круг проблем, связанных с участием гражданского общества в «российском прорыве» — решении приоритетных стратегических задач развития России, обозначенных в «майских указах» Президента, создать на этой основе платформу для осознанной консолидации и мобилизации активной и ответственной части нашего общества, наметить его первоочередные задачи, решение которых будет продвигать к общему успеху.

Для обсуждения этой темы на площадке Общественной палаты Краснодарского края собрались представители общественных палат Волгоградской, Ростовской областей, республик Адыгея, Дагестан.  Северную Осетии представил член Общественной палаты республики Аслан Елканов.   

«Сегодня Россия столкнулась с новыми угрозами и вызовами. Прежде всего, это необходимость роста секторов-доноров бюджета, поиск новых драйверов роста, необходимость выстраивать новую модель экономики, ориентированную на повышение конкурентоспособности. Если не найти адекватных ответов на эти вызовы, то риск национального упадка, «сброса» в «третий мир» просто огромен. Для решения этих задач необходимо новое качество государства и новое качество гражданского общества», — отметил, открывая дискуссию руководитель рабочей группы по подготовке проекта Специального доклада, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации  Иосиф Дискин.

Российский прорыв не только огромная по своим масштабам социально-экономическая и инновационно-технологическая программа, но и макросоциальный проект, связанный с масштабными, достаточно противоречивыми общественными изменениями. По своей сложности он превосходит и «прорыв» первых пятилеток и подвиг создания ракетно-ядерного щита. «Прорыв» включает в себя масштабные, интегральные по своей сути экономические, социальные и политические преобразования, требует учета большого числа факторов, находящихся вне непосредственного организационного контроля.

Исследования ВЦИОМ и ФОМ, проводимые в 2018 году, показывают, что среди россиян сформировался запрос на общероссийское единство, на «общероссийскую идентичность», на идейно-политическую консолидацию. Заметен запрос на социальную справедливость, на соответствующее «качество власти». 65% россиян считают, что современное российское общество устроено несправедливо. Значимый фактор — активное участие граждан в решении общественных проблем. По данным ФОМ доля организованных волонтеров достигла 19% взрослого населения. Среди авангардных групп идет формирование «ответственного класса», ориентированное на благополучие всего общества. В обществе заметно окрепли патриотические настроения. Патриотами – ощущают себя 92% россиян.

Однако, анализ федеральных и региональных программ, принятых в рамках «национальных проектов» показывает, что участие гражданского общества в их реализации весьма ограничено. Между тем,  «российский прорыв» — прежде всего, социально-политическая проблема, а не только   комплекс социально-экономических и инновационно-технических задач,  набор технократических решений.

Как отмечали участники дискуссии, успех «российского прорыва» будет зависеть от характера взаимодействия общества с государственной властью. Необходим новый стандарт взаимодействия —  ответственное партнерство. И здесь большую роль играют общественные палаты регионов. Их главная миссия сегодня — профилактика и корректировка решений, затрагивающих нравственные чувства, высоко значимые ценности россиян, а также — экспертиза общественных последствий принимаемых законодательной и исполнительной властью решений.  Для этого необходимы  организация прямого диалога населения, власти, профессиональных и социальных групп и качественный предварительный анализ проводимых реформ, их всесторонняя общественная экспертиза.

«На мой взгляд,  «российский прорыв» без учета  идеологической и воспитательной составляющей невозможен. Я убежден в том, что  необходимо вернуться к воспитательной функции образовательных учреждений. Сегодня  проблемы воспитания отнесены только к зоне ответственности семьи. А это снижает эффективность формирования здорового общества, сохранения традиционных ценностей, национальной и культурной идентичности. Поэтому полностью разделяю мнение о том, что  необходимо сделать акцент на   развитии проектов в области образования, культуры, пропаганды традиционный ценностей, сохранения культурного наследия, как неотъемлемой части нравственного и патриотического воспитания. Общественная палата  Северной Осетии в настоящее время готовит перечень своих предложений  в  Специальный доклад Общественной палаты России «Российский прорыв и задачи гражданского общества».  Надеемся, мнения регионов будут приняты во внимание руководством страны», — отметил член Общественной палаты  Северной Осетии Аслан Елканов.  

По итогам совещания  представителями общественных палат Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов — принято решение о вынесении предложения о комплексном обсуждении проекта Специального доклада на специальном пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации с целью разработать программу конкретных действий гражданского общества по поддержке «российского прорыва».