«Одноэтажная Россия»: перспективы

460

Предложения по развитию индивидуального жилищного строительства были высказаны участниками форума «Сообщество» во Владикавказе  в рамках круглого стола «Одноэтажная Россия: что мешает, и кто поможет ИЖС в СКФО?».

В дискуссии приняли участие ведущие эксперты Северной Осетии по вопросам строительства, недвижимости, земельных отношений, антимонопольного законодательства: руководитель Управления Росреестра по РСО-Алания Казбек Токаев, руководитель Северо-Осетинского УФАС РФ Роман Плиев, заместитель министра строительства и архитектуры РСО-Алания Дмитрий Базаев, главы администраций городов и районов республики, а также известные общественники республики —  заместитель председателя Общественной палаты Северной Осетии, председатель республиканского отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей  Юрий Бирагов, член Общественной палаты республики Юрий Асланиди,  член Общественной палаты республики, Президент Фонда содействия развитию гражданского общества «Развитие» Елена Рубаева.  

Прозвучали  предложения о внесении  изменений в действующее законодательство, позволяющих изымать сданные органами местного самоуправления и региональной власти в аренду сельхозтоваропроизводителям земельные участки, находящиеся в непосредственной близости от нуждающихся в земельных участках для ИЖС поселениях. Говорили также о передаче  полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности от Росимущества органам региональной власти, чтобы регионы вместе с арендаторами и пользователями этих земельных участков могли рассмотреть целесообразность их передачи для ИЖС.

Заместитель  председателя Общественной палаты Северной Осетии Юрий Бирагов  отметил  необходимость обеспечения баланса интересов сельхозтоваропроизводителей и застройщиков. Если изымать землю у сельхозтоваропроизводителей то, как это повлияет на занятость людей и на продовольственную безопасность? Здесь необходим взвешенный подход, но, тем не менее, большинство участников дискуссии согласились с мнением, что необходимо определить порядок изъятия земель сельхоз назначения у муниципальных и государственных арендаторов или даже у собственников, если это необходимо для ИЖС.

Кроме того, участники дискуссии отметили необходимость на федеральном уровне установить порядок приобретения земельных участков гражданами для ИЖС, чтобы участки с аукционов не скупались группами лиц для перепродажи, чтобы в результате не возникала ситуация, при которой эти земли невозможно будет получить ни бесплатно, ни за деньги гражданам, относящимся к льготным категориям.

Другой, не менее важный аспект, который затронули участники дискуссии – это дефицит земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой: водоснабжения, канализации, электроэнергии, газа: а также земельных участков для ИЖС, к которым можно доехать по нормальным дорогам. Эксперты считают, что на эти цели федеральный бюджет должен выделят дополнительные средства регионам, имеющим дефицитные бюджеты.

По мнению экспертов, органы власти должны софинансировать и организационного помогать жителям малых населенных пунктов как в организации локализованного тепло-, водо-, электро-снабжения, так и в строительстве и ремонте дорог: если за счет дефицитного бюджета муниципалитета нет возможности построить дорогу к малому населенному пункту в те сроки, о которых требуют жители, при этом жители готовы софинансировать работы по строительству дороги, участвовать в производстве работ, то такие инициативы должны финансово и организационного поддерживаться властями.

Кроме того, по мнению начальника управления ФАС России по Северной Осетии Романа Плиева, необходимо приоритетно переводить в земли поселений для ИЖС и обеспечивать инженерной инфраструктурой те земельные участки сельхозугодий, которые находятся рядом с проходящими мимо магистральными сетями газо-, тепло-, и водоснабжения. То есть предлагается при принятии решений о программах газификации, тепло и водоснабжения, при принятии решений в отношении территориального планирования рассматривать данный фактор как приоритетный, развивать ИЖС там, где уже есть доступ к инженерной и социальной инфраструктуре, в том числе – в малых населенных пунктах, либо где этот доступ можно обеспечить меньшими затратами.

Участники дискуссии согласились с прозвучавшим предложением о необходимости дополнительной поддержки садоводческих товариществ. Не секрет, что граждане зачастую решают свои жилищные проблемы, проживая в домах, построенных на землях для СНТ. Рост налоговой и административной нагрузки на садоводов при минимальной поддержке за счет федеральной и региональных программ на подключение СНТ к инженерным коммуникациям, на иное благоустройство СНТ ухудшают перспективы использования земель СНТ для строительства жилья гражданами. По мнению участников обсуждения, необходим мониторинг правоприменительной практики и расширение мер господдержки СНТ в целях решения жилищных проблем граждан.

В рамках дискуссии было обращено внимание на необходимость сокращения перечня документов, которые должны предоставлять индивидуальные застройщики вместе с уведомлением о начале строительства.

Участники обсуждения обратили внимание, что федеральный законодатель, отказавшись требовать от индивидуальных застройщиков получения разрешения на строительство частного дома, предусмотрел большой перечень документов, которые должны быть предоставлены вместе с уведомлением о строительстве частного дома.

Член Общественной палаты РФ  Вячеслав Скворцов призвал считать низкие доходы большинства граждан главным препятствием роста объемов ИЖС. Он призвал увеличить заработную плату бюджетникам, активнее предоставлять финансовую помощь гражданам на строительство жилья.

Участники дискуссии отметили чрезвычайно высокие риски деятельности активных руководителей органов местного самоуправления: их деятельность находится под постоянным контролем органов правопорядка. Отдельно на этом вопросе остановился член Общественной палаты Ростовской области Александр Нечушкин, руководивший комитетом по местному самоуправлению в региональном парламенте.

В связи с этим для реализации мер поддержки ИЖС на местном уровне необходимы модельные решения, разработанные и утвержденные на федеральном и региональном уровнях.

Вместе с тем, по мнению участников дискуссии, без помощи органов местного самоуправления ИЖС не активизировать. ОМСУ должны не только координировать взаимодействие между всеми участниками процесса ИЖС, не только выявлять и тиражировать лучшие практики ИЖС, но и оказывать более предметную помощь.

Участники дискуссии – жители Северной Осетии подтвердили наличие на территории республики сырья для производства строительных материалов. Многие не знают, почему надо строить из того или иного материала, не имеют возможности сравнить затраты на строительство и эксплуатацию жилья из того или иного материала. Необходимо развивать инжиниринговый консалтинг. Это также могут делать кредиторы в сотрудничестве с местными властями, НКО, социально ответственными поставщиками и подрядчиками. Государство должно создать для этого условия, выявляя лучшие практики, субсидируя расходы организаторов этих лучших практик.

Участники дискуссии согласились с тем, что если стоит задача по развитию ИЖС в стране, то все национальные проекты должны быть проанализированы на предмет возможности включения в них мероприятий по поддержке ИЖС.

По мнению участников дискуссии, именно такой комплексный подход может обеспечить революционные изменения в сфере жилищного строительства, привлечь в нее миллионы россиян.

В ходе дискуссии были сформулированы 11 задач, которые необходимо решить для того, чтобы индивидуальное жилищное строительство получило стимул к развитию. Прозвучавшие предложения будут внесены в проект правительственной программы по содействию индивидуальному жилищному строительству