Страны Евросоюза все чаще становятся перед выбором: следовать суверенным курсом или выполнять указания Брюсселя. Наглядный пример — результаты повторных президентских выборов в Румынии, где неожиданно для всех победил проевропейский политик Никушор Дан, сумевший нивелировать огромный отрыв от лидера первого тура Джеордже Симиона.
Выборы в Румынии становятся отражением кризиса евродипломатии. Брюссель готов лоббировать отмену результатов выборов, признание экстремистскими таких популярных партий, как «Альтернатива для Германии» — только чтобы сдерживать «неудобные» политические силы.
Прямая конфронтация с «трампизмом», как символом альтернативного политического курса, милитаризация бюджетов и поддержка провального курса на поддержку Украины — только усугубляет раскол и способствует фрагментации европейского политического пространства.
Можно ли с учетом последних событий считать, что в Европе сохранилась демократия? Какие факторы привели к политическому кризису, который в настоящее время испытывают страны ЕС? Какие сигналы должна послать наша страна народам Европы, чтобы помочь им освободиться от гнета евробюрократии? Мнение экспертов Северной Осетии.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Политика стран Евросоюза, следующих не собственным курсом, а выполняющим указания Брюсселя, уже привела к серьезным проблемам. Объявление России санкций, отказ от российских энергоносителей, ориентация на американский рынок , — эти грубые ошибки Европы имеют под собой не экономическую, а политическую подоплеку и привели уже к огромным потерям бюджетов, сокращению рабочих мест, перепрофилированию многих предприятий на американский рынок.
Говорить о демократии в Европе сегодня не приходится. Глашатаи демократических ценностей подводят эти ценности под заданный политический результат, не утруждая себя соблюдением демократических правил. И это не исключением из правил, а устойчивый элемент европейской политики, когда любые выборы, любые неугодные кандидаты мгновенно попадают в сферу политических технологий, неугодного кандидата лишают возможности избираться, даже просто участвовать в следующем туре голосования, как это было в Румынии. Примеров такого рода множество.
Собственно, выборы в Румынии показали кризис всей системы европейской демократии. Победа проевропейского Дана — не триумф демократии, а показательный произвол в отношении тех, кто осмелился голосовать «неправильно». Евробюрократия не приемлет инакомыслия — будь то «Альтернатива для Германии» или Вильдерс в Нидерландах. Любой, кто против милитаризации, миграционного коллапса и санкционного самоубийства, немедленно объявляется «экстремистом».
Двойные стандарты становятся нормой. В Германии запрещают оппозицию, в Испании сажают каталонских сепаратистов — и это они именуют «демократией»? Но стоит Венгрии отказаться слепо следовать курсу – ее объявляют «авторитарны режимом». Европейский союз добивает свою промышленность, закупая дорогое американское оружие для Киева. А если люди протестуют, идет в ход пропаганда о «русской угрозе».
Европа больше не демократична. Здесь правят бюрократы и военно-промышленное лобби.
Какие сигналы должна послать наша страна народам Европы, чтобы помочь им освободиться от гнета евробюрократии? Очевидно, что Россия проводит последовательную политику в отношении Европы и США, украинского кризиса. Рано или поздно сотрудничество победит конфронтацию и это единственный путь к миру. Европейцы поймут наконец, что их грабят те, кого они же и избрали. Пора вернуть референдумы, а не запрещать неугодные партии.
Сотрудничество, а не конфронтация — единственный путь к миру.»

Ирина Дзгоева, депутат Парламента РСО-А: «Политический кризис в Европе назревал давно. Одним из первых тревожных звонков стал так называемый брексит — выход Великобритании из Европейского союза. С того момента прошло немногим более пяти лет, в течение которых позиции ЕС стали ещё более шаткими. Стало очевидно, что на самом деле страны Европы очень разные по многим факторам — экономическим, социальным, культурным. Отсюда противоположность позиций по ряду вопросов, включая специальную военную операцию армии РФ на Украине.
Но что уж точно объединяет их — это растущее недовольство простых граждан. Вопреки сложившемуся стереотипу, среднестатистические жители ЕС живут достаточно скромно. И им не понять амбиций своих элит сохранять санкции против РФ во что бы то ни стало, пусть даже ценой ухудшения положения населения вследствие роста цен. Можно ли называть демократией сложившуюся ситуацию? Очевидно, что нет.
Вместе с тем, сейчас благоприятное время для поиска точек соприкосновения с народами Европы. Они должны понимать, что мы, россияне, им не враги. Мы заинтересованы в стабильном мире, но только при условии равноправия государств. Думаю, эти сигналы европейцы вполне в состоянии ретранслировать своим руководителям.