Экспертиза законопроекта

150

В Общественной палате РСО-А состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», разработанного Федеральным агентством по делам
национальностей.

Внесение предлагаемых изменений, уточняющих правовое положение организаций, которые работают в этнокультурной сфере посредством введения новой категории – национально-культурные организации, представляется целесообразным и актуальным.

С учетом сложившейся обстановки, вызовов со стороны недружественных государств по отношению к Российской Федерации, представляется своевременной корректировка действующего законодательства для уточнения правового положения организаций, действующих в этнокультурной сфере в нашем многонациональном и поликонфессиональном государстве.

Вводится новая категория некоммерческих организаций – национально-культурные организации. В этой связи предполагается введение основных признаков национально-культурных организаций, а также требования к их наименованию, составу учредителей и членов организации.

Интересным, по мнению экспертов Общественной палаты РСО-А, представляется предложение об условиях участия в корпоративных национально-культурных организациях иностранных лиц и лиц без гражданства. Как следует из пояснительной записки, в Российской Федерации по данным Министерства юстиции действуют 218 тысяч некоммерческих организаций, из которых по различным оценкам, осуществляют деятельность в этнокультурной сфере от 3 до 6 тысяч организаций, созданных в организационно-правовых формах, для которых принадлежность граждан к определенной этнической общности не является обязательной. К ним могут быть отнесены как «моноэтнические» организации, так и «полиэтнические».

При наличии существенных различий, обусловленных организационно-правовыми формами национально-культурных организаций, объединяющим признаком являются цели их создания. А цели, в свою очередь, определяют содержание деятельности НКО. В этой связи логично определение национально-культурных организаций, сформулированное в законопроекте с учетом целей создания и деятельности таких организаций.

Эксперты также поддержали систематизацию требований к составу учредителей таких организаций и введение четких условий участия в корпоративных национально-культурных организациях иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение этих изменений позволит ограничить внешнее влияние на российские национально-культурные организации, в том числе через их органы.

Работа предстоит масштабная, поэтому для того, чтобы привести уставы ранее созданных некоммерческих организаций, потребуется переходный двухлетний период.

Эксперты Общественной палаты РСО-А считают представленный законопроект актуальным и предлагают поддержать его в представленной редакции.