Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2025 г. и плановый период 2026 — 2027 гг. Ключевые приоритеты: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами и решение задач, обозначенных Президентом Владимиром Путиным.
Бюджет верстался на базе Послания Президента Федеральному Собранию. В первую очередь, документ предусматривает безусловное выполнение всех социальных обязательств государства. Также средства направлены на обеспечение темпов роста российской экономики.
Особая роль в подготовленном Правительством документе, как и было запланировано, отводится финансированию новых национальных проектов: в бюджетной трехлетке 2025 – 2027 годов запланировано 5,7 трлн рублей в 2025 году, 6,2 трлн рублей в 2026 году и 6,3 трлн рублей в 2027 году. Наиболее значимые нацпроекты — «Семья» (8,6 трлн рублей) и «Инфраструктура для жизни», (3,9 трлн рублей).
Проект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Согласно прогнозу, в 2025 – 2027 годах российская экономика вырастет на 2,5 – 2,8% ВВП. Также новый бюджет предполагает, что с 2028 по 2030 годы рост экономики России продолжится на 3,0 – 3,2% ВВП, что соответствует национальным целям развития.
Все это позволит значительно увеличить инвестиции в ключевые направления развития. Проект нового бюджета наглядно демонстрирует приверженность государства выполнить все социальные обязательства, реализовать цели национального развития, определенные Президентом.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Проект федерального бюджета РФ на 2025 г. и плановый период 2026 — 2027 гг. нацелен на исполнение социальных обязательств государства перед гражданами, а также на решение задач, обозначенных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в докладе-послании Федеральному собранию.
Для успешного исполнения всех социальных обязательств необходимо наращивать темпы роста экономики. В непростых условиях санкционного давления российская экономика демонстрирует устойчивость к внешним вызовам, во многом благодаря государственной поддержке. Так, за период с 2020 по 2023 год рост ВВП составил 5,5% и это выше, причём в разы, чем во многих развитых странах. По оценке экспертов Министерства промышленности РФ номинал ВВП в текущем году составит 196 трлн рублей – вдвое больше, чем в 2020 году.
Основой формирования бюджета является прогноз социально-экономического развития, согласно которому в ближайшие три года российская экономика вырастет на 2,5 – 2,8% ВВП. Эксперты полагают, что с 2028 по 2030 годы рост экономики России продолжится на 3,0 – 3,2% ВВП, это соответствует национальным целям развития. Эти тенденции позволят нарастить инвестиции в стратегические направления развития.
Представленный Правительством РФ прогноз реалистичен и позволяет сформировать устойчивый бюджет. Он учитывает расходы на реализацию задач, поставленных в послании Президента, а также на новые национальные проекты. Плюс меры экономической политики, направленные на расшивку дефицитных ключевых ресурсов.
Для устойчивого роста экономики необходимо обеспечить рост производительности труда выше исторической траектории. На это направлен федеральный проект «Эффективная и конкурентная экономика». Структурная перестройка экономики выдвигает новые требования к подготовке кадров, на это направлен национальный проект «Кадры». Он обеспечит связь между спросом на рабочую силу и её предложением в системе высшего и среднего профобразования в рамках нацпроекта «Молодёжь и дети».
Для обеспечения роста экономики инвестиции должны расти опережающими темпами, в этой связи сформирован инструментарий господдержки: соглашения о защите капиталовложений, использование средств Фонда национального благосостояния, проекты технического суверенитета, особые экономические зоны, концессии, инфраструктурные бюджетные кредиты. Эти инструменты получат развитие в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» и отраслевых госпрограмм.
Снижение инфраструктурных ограничений заложено в нацпроекты «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» — развитие автодорог, железнодорожного транспорта, региональных аэропортов, внутренних водных путей, международных транспортных коридоров и погранпереходов, словом, переориентации экономики на новые рынки сбыта.
Сохраняются успешно зарекомендовавшие себя механизмы реализации национальных проектов. Более того, прирастают новыми национальными проектами – «Семья» и «Инфраструктура для жизни». На их реализацию бюджетом предусмотрено соответственно 8,6 трлн. рублей и 3,9 трлн. руб.
Приоритеты бюджета — социальная поддержка граждан, оборона и технологии. Финансовое обеспечение мероприятий 19 нацпроектов на ближайшие шесть лет составит более 40 трлн руб. Продолжится модернизация коммунальной инфраструктуры, на ее реализацию предусмотрено на три года 180 млрд руб.
Сохраняются меры поддержки семей с детьми, маткапитал и программа улучшения жилищного обеспечения семей с детьми , на эти цели предусмотрено 10 трлн руб.
Дополнительные ресурсы будут направлены на здравоохранение, создание инфраструктуры детсадов и строительство новых детсадов — 22 млрд руб.
Важно, что федеральным бюджетом предусмотрена поддержка регионов в размере более 3 трлн руб. ежегодно, а на реализацию нацпроектов предполагается направить около 1 трлн руб.
В соответствии с посланием президента предусмотрено списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам. Словом, проект федерального бюджета направлен на обеспечение приоритетов государства – исполнение всех социальных обязательств, национальное развитие.
Распределение социальных расходов в проекте бюджета на 2025-2027 годы представляется справедливым. Значительные средства выделяются на поддержку семей с детьми, пожилых граждан и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Например, более 4 трлн рублей предусмотрено на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием детей, а 1,7 трлн рублей — на предоставление материнского капитала.
Выделяются средства на горячее питание школьников, капитальный ремонт образовательных учреждений и повышение уровня пенсионного обеспечения. В контексте современных демографических вызовов социальная поддержка приобретает особенно важное значение для долгосрочного развития страны. В связи с тем, что наблюдается тенденция снижения рождаемости, необходимо создание благоприятной среды, которая позволит молодым семьям планировать будущее и принимать решение о рождении детей.
Социальные меры поддержки, предусмотренные в бюджете, включая помощь в приобретении жилья, материнский капитал и различные пособия, являются необходимыми элементами государственной политики. Кроме того, поддержка пенсионеров и работников медицинской сферы также играет важную роль в обеспечении социальной стабильности и повышении качества жизни населения в целом.
Основной вызов исполнения бюджета заключается в обеспечении экономического роста на уровне 2,5-2,8% ВВП, что необходимо для достижения запланированных доходов с учетом геополитической ситуации. Дефицит бюджета действительно присутствует, но на мой взгляд, он не критичен. Он варьируется от 0,5% ВВП в 2025 году до 1,1% ВВП в 2027 году. Это умеренные значения. Важно отметить, что объем государственного долга останется на безопасном уровне — около 18% ВВП.
Полагаю, что успешное исполнение бюджета будет обеспечено стабильной экономической ситуацией и эффективностью реализации национальных проектов».

Алета Цориева, член Общественной палаты РСО-А: «Наращивание объема социальных выплат населению темпами, опережающими темпы социально-экономического развития РФ и регионов, противоречит логике развития страны. Только первоочередное развитие отраслей экономики создает финансовые возможности для развития социальной сферы и социальной поддержки населения.
На протяжении десятилетий нам навязывается обратная парадигма, парадигма первичности социальной сферы и человеческого капитала. Отсюда принятие социально-ориентированных бюджетов, проектов и программ. Поэтому мы продолжаем заниматься украшательством городов и созданием зон отдыха вместо ускоренного технологического переоснащения производств.
Нисколько не оспаривая важность и значение человеческого капитала в обеспечении социально-экономического развития государства, хочу напомнить, что человеческий капитал — это совокупность врожденных и приобретенных знаний, умений, навыков, которые используются людьми для производства товаров и услуг. То есть государство инвестирует в человеческий капитал, чтобы обеспечить более высокие темпы производства товаров, услуг, повысить эффективность бюджетных средств и качество жизни граждан. Цикл возобновляется, когда государство, получив дополнительные доходы из сферы производства товаров и услуг, с помощью социальных выплат, инвестиций в человеческий капитал выходит на новый более высокий уровень технологического и экономического развития.
Представленные в проекте бюджета РФ темпы роста ВВП в 2,5- 2,8 % в 2025-2027 гг. вновь свидетельствуют о том, что решение задач по достижению технологического суверенитета и наращиванию промышленного потенциала России подменяется лозунгами о социальной поддержке населения».