Дискуссии вокруг изменений в налоговой системе

106

Повышение налоговой нагрузки в результате точечных изменений системы коснется не более 3,2% налогоплательщиков. Об этом заявил президент России Владимир Путин со ссылкой на оценки Минфина.

«По расчетам Минфина, повышение НДФЛ — налоговой нагрузки на граждан — коснется не более чем 3,2% налогоплательщиков», — отметил президент.

Изменения коснутся только тех граждан, кто получает более 2,4 миллиона рублей в год. По словам президента, налоговые изменения должны «обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки».

Законопроекты, касающиеся налоговых нововведений, Госдума планирует рассмотреть в начале июля. 

Какими должны быть основные параметры донастройки налоговой системы? Насколько высок общественный запрос на справедливые налоги в регионах? В чем заключается справедливость налоговой системы? Мнение экспертов Общественной палаты РСО-А.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А, заслуженный экономист РСО-А: «Справедливая и сбалансированная налоговая система – это путь социального государства.  Параметры «дополнительной настройки» налоговой системы Президент России В. В. Путин обозначил в послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024года.  Правительству поручено разработать механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощёнки» на общий порядок налогообложения, а также смягчить налоговой режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса, продумать подходы к модернизации фискальной системы, справедливому распределению налогового бремени в отношении тех, кто имеет высокие личные и корпоративные доходы.

Очень важно, что учтен общественный запрос на социальную справедливость. Повышенная ставка налогообложения коснется небольшого числа налогоплательщиков — из 64 млн. работающего населения России прогрессивное налогообложение затронет 2 млн. человек или 3,2 % от работающего населения страны. При этом в выигрыше окажутся семьи с детьми.

Предлагаемые изменения обеспечат предсказуемые условия для граждан и для бизнеса. Это важно для регионов, в том числе и для нашей республики. Расширяются их полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу и размера госпошлины при регистрации прав на дорогостоящее имущество, кроме того, регионы получают право использовать экономию межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов

Общая конструкция налогов и их распределения между уровнями власти не подвергается принципиальным изменениям. Введение прогрессивной шкалы, когда состоятельные граждане будут платить большое налогов, позволит пополнить бюджеты муниципальных образований, поскольку именно НДФЛ является основным источником их пополнения. 

Запрос на социальную справедливость в обществе звучит давно, в том числе и в нашем регионе, и в этой связи планируемые изменения налоговой системы отвечают интересам граждан, государства и бизнеса. 

Известно, что стабильность налоговой системы является одним из важнейших элементов развития экономики, но мы должны учитывать обстоятельства, в которых эта экономика работает. Доработка ее в условиях санкционного давления и СВО совершенно логична.  Государство выстраивает приоритеты, формирует базу для финансирования государственных задач в нынешних непростых условиях .  Централизация финансовых ресурсов и справедливое распределение их между регионами стратегически выверенные шаги.    

Предлагаемые налоговые изменения могут повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, позволят увеличить доходную часть бюджетов всех уровней, а это означает рост заработных плат, социальных льгот и выплат, инвестирование в сектора экономики и общий вклад в приближение нашей победы в СВО. 

Алета Цориева, президент Межрегиональной Ассоциации производителей и экспортеров фундука, Заслуженный экономист РСО-А, кандидат социологических наук: «Законопроект о внесении изменений в налоговую систему Российской Федерации (далее-законопроект) прошел 20 июня текущего года первое чтение в Государственной Думе и получил всеобщую поддержку депутатов.

В Республику Северная Осетия-Алания законопроект с пакетом обосновывающей документации поступил в начале июня 2024 года в период проведения Санкт-Петербургского экономического форума, что дало возможность не только провести анализ содержания законопроекта, но и выслушать выступления руководства страны, представителей предпринимательского сообщества и общественных организаций на заседаниях форума по данному вопросу. 

Общий вывод: «донастройка» налоговой системы в РФ давно назрела и ожидаема. Страна находится в новых экономических и политических условиях, угрозы которых настоятельно требуют дополнительных финансовых средств для их нейтрализации. Тем не менее, заверения Министра финансов РФ о соблюдении во всех внесенных изменениях налоговой системы принципов социальной справедливости, сбалансированности и стабильности должны быть дополнительно обоснованы и подтверждены финансово-экономическими расчетами и прогнозами последствий принятия законопроекта. В имеющемся финансово-экономическом заключении Министерства финансов РФ, доведенном до регионов, нет информации и расчетов о социально-экономических эффектах, ожидаемых в результате изменения налогообложения. Заявлено, что негативных последствий принятие законопроекта не повлечет. Но так ли это?

В подтверждение своих сомнений приведу несколько примеров из содержания законопроекта:

— повышение налога на добычу полезных ископаемых, в частности, на добычу железной руды вдвое. Удвоение налога «ложится» на себестоимость и цену железной руды, как сырья для металлургии, далее соответственно дорожает металл и все, что производится из него: машиностроение, судостроение, станкостроение и т.д. вплоть до металлоконструкций для строительной отрасли. Экономика страны уже пережила резкий рост цен на металл в 2022-2023 гг от 57 % до 70 % ,из-за чего цена квадратного метра жилья выросла в некоторых регионах вдвое и продолжает расти. Следовательно, данное налоговое изменение может спровоцировать новый виток роста цен по всей цепочке взаимосвязанных отраслей экономики;

— введение рентного коэффициента на добычу 1 тонны угля (бурого, коксующегося). По предлагаемой схеме расчета фиксированный налог на 1 тонну добытого угля в сумме 24 рубля будет умножаться не только на коэффициент – дефлятор, но и на рентный коэффициент, который рассчитывается по формуле в прямой зависимости от курса доллара США и цен на мировом рынке. Это означает, что отрасль, испытывающая колоссальные проблемы из-за низкой технической оснащенности и устаревших технологий, увеличения глубины залегания пластов и роста затрат на добычу угля, нехватки инвестиционных ресурсов для модернизации, получает дополнительную налоговую нагрузку, которая усугубляется нестабильностью курса доллара в стране и привязкой к мировым ценам. Если проследить социально-экономические последствия повышения налога, то они коснутся не только угольной промышленности, но и железнодорожного транспорта (локомотивы используют электроэнергию, полученную при сжигании угля на тепловых электростанциях), населения отдаленных населенных пунктов России и промышленных предприятий, использующих уголь в качестве топлива, в технологических процессах и т.д. В конечном счете, повышение цен на перевозку товаров будет способствовать удорожанию товаров для конечного потребителя –населения. И это уже не 3,2 % налогоплательщиков…

— повышение акциза на природный газ, полученный для производства аммиака с1200 руб. за 1000 кубометров до 2400 руб. Аммиак используется в качестве сырья в химической промышленности, в частности для производства удобрений, широко используемых в отраслях агропромышленного комплекса РФ и зарубежных стран. В условиях санкционного давления, резких климатических изменений и потери части посевов, удорожания в 2022-2023гг всех элементов технологической цепочки производства сельхозпродукции в России повышение акциза вдвое может привести к снижению конкурентоспособности сельхозпродукции в отраслях растениеводства и невозможности выполнения Указа Президента РФ от 18 июня 2024 г. №529, определяющего в качестве одного из приоритетных направлений научно-технологического развития РФ высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство. Личные подсобные хозяйства и КФХ, которые занимают в России наибольший удельный вес в производстве сельхозпродукции, могут не выдержать общей фискальной и инфляционной нагрузки и массово ликвидировать хозяйства.

— при новых налоговых ставках и платежах общая фискальная нагрузка для производственной сферы составит: НДС от 0% (при экспорте) до 20 %;налог на прибыль -25 %; страховые платежи 30 % от фонда заработной платы плюс от 0,2 % до 8,5 % за производственный травматизм в зависимости от группы риска производства; от 13 % до 22 % налог на доходы физических лиц (платит работодатель от фонда заработной платы, который ежегодно растет в зависимости от установленного МРОТ и уровня инфляции). Далее — санкционная и инфляционная нагрузка, рост тарифов на энергоносители, платежей за аренду или приобретение производственных помещений (рост арендных платежей и налога на имущество), рост издержек на перевозку и реализацию произведенного товара и т.д. При такой фискальной и инфляционной нагрузке есть риск потери производствами конкурентоспособности и платежеспособности, что может привести к банкротству предприятий или уходу в «серую» зону. В результате планируемый бюджетный эффект в виде дополнительных доходов может быть обратным.

— статьи о дроблении бизнеса. На протяжении длительного периода времени одной из форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ являлось создание малых производств на базе крупных предприятий с помощью механизмов субконтрактации. Государством стимулировались эти процессы, и крупные предприятия, видя в этом вариант оптимизации налоговых затрат, охотно передавали часть своих функций и отдельных технологических процессов субъектам малого предпринимательства. Делалось это в рамках действующего законодательства. Налоговыми изменениями такая оптимизация признается недопустимой и уголовно наказуемой, если крупные предприятия добровольно не признают факт дробления и не воспользуются амнистией. Каковы оценки Министерства финансов РФ последствий данных изменений в налоговой системе? Означает ли это, что данное направление государственной поддержки малого предпринимательства отменена не Министерством экономического развития РФ, курирующего сферу предпринимательства, а Министерством финансов РФ?

К сожалению, можно привести еще очень много примеров, из которых следует, что содержание законопроекта не в достаточной степени учитывает механизмы и приоритеты социально-экономического развития, определенные Президентом РФ. Законопроект требует значительной доработки ко 2 чтению с учетом имеющихся рисков и возможных негативных социально-экономических последствий. Замечания, предложения и дополнения к содержанию законопроекта были переданы во время публичных слушаний в Общественную палату РФ 10 июня 2024 г. 43 регионами РФ, в том числе Общественной палатой Республики Северная Осетия-Алания.