Председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова приняла участие в заседании парламента республики, на котором обсуждались федеральные законопроекты, направленные на модернизацию государственной налоговой системы.
В частности, в Бюджетный кодекс РФ предлагается внести ряд изменений, в центре которых законодательное обеспечение списания 2/3 задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Помимо этого, субъекты, у которых образовалась экономия по освоению средств на реализацию нацпроектов, смогут оставлять эти деньги в своих бюджетах. Изменяется и распределение поступлений налога на доходы физлиц. Ранее все 13% взимаемого НДФЛ полностью направлялись в бюджет субъекта.
В соответствии с новой дифференцированной шкалой НДФЛ, средства свыше 13% будут поступать уже в федеральный бюджет. В связи с этим вводится увеличение налога на добычу полезных ископаемых по железным рудам, минеральным удобрениям и драгоценным металлам. Они будут распределяться следующим образом: 83% — федеральный бюджет и 17% — бюджет региона. Важно, что 100% поступлений налогов от реализации табачной продукции и 100% поступлений от реализации медицинского спирта, который становится подакцизным по аналогии с пищевым, также будут отчисляться в федеральную казну. В общей сложности в Бюджетный кодекс РФ вносится более 100 поправок.
Предлагается комплексное и системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на основании принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики. Предложенные Минфином РФ изменения затрагивают основные виды прямых налогов — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, а также налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и упрощенную систему налогообложения (УСН).
В отношении НДФЛ на смену двум действующим ступеням прогрессии (13% и 15% с доходов, превышающих 416,7 тыс. руб. в месяц, или 5 млн руб. в год) придет пять:
— 13% при доходах до 200 тыс. руб. в месяц (2,4 млн руб. в год);
— 15% для части дохода в диапазоне 200–416,7 тыс. руб. в месяц (2,4–5 млн руб. в год);
— 18% для части дохода в диапазоне 416,7 тыс. — 1,67 млн руб. в месяц (5–20 млн руб. в год);
— 20% для части дохода в диапазоне 1,67–4,17 млн в месяц (20–50 млн руб. в год);
— 22% при доходах свыше 4,17 млн руб. в месяц (50 млн руб. в год).
Однако, как и в настоящее время, повышенные ставки будут применяться не ко всему доходу, а к сумме его превышения над заданными порогами. Ставку налога на прибыль организаций предлагается повысить с действующих 20 до 25%.
Налоговые изменения запланированы и для так называемых «упрощенцев». В частности, расширяется порог доходов для применения УСН и отменяются повышенные ставки. Таким образом, весь бизнес на «упрощенке» будет применять базовые ставки 6% при базе «доходы» и 15% («доходы минус расходы»). Взамен компании с оборотом выше 60 млн руб. в год обяжут стать плательщиками НДС.
Еще один проект федерального закона разработан в Минтруде РФ и является продолжением государственной семейной политики. Его название говорит само за себя: «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей». Такие семьи получат право на получение налогового вычета в случае, если их среднедушевой доход не будет превышать величину прожиточного минимума в полтора раза. Фактически, эти возвращенные государством средства приведут к тому, что работающие мать или отец будут платить НДФЛ в размере 6%. Дополнительные расходы федерального бюджета на эти цели ориентировочно составят более 101 млрд. рублей.
Все федеральные законопроекты нашли единодушную поддержку северо-осетинских депутатов.
Напомним, ранее поправки в налоговое законодательство в рамках общественных слушаний были детально обсуждены на площадке Общественной палаты РСО-А. Консолидированная позиция экспертного сообщества нашей республики направлена в ОП РФ.