Назревшие изменения в налоговой системе

150

Экспертная группа Общественной палаты РСО-А сегодня обсудила новации, предложенные Минфином РФ в рамках совершенствования налоговой системы. Видео

«Справедливая и сбалансированная налоговая система – путь социального государства, обязанность которого помогать и поддерживать всех граждан страны, в особенности тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, испытывает трудности. Запрос на социальную справедливость в обществе звучит давно и планируемые изменения в налоговой системе более конкретно и сбалансированно отвечают интересам граждан, государства и бизнеса. Стабильность налоговой системы  — важный элемент развития экономики, но следует учитывать обстоятельства, в которых эта экономика работает. Необходимость ее доработки в условиях санкционного давления и СВО абсолютно логична.  Государство выстраивает приоритеты, главный из которых — формирование мобилизационной экономики, базы для обеспечения финансирования государственных задач в условиях СВО.  Централизация финансовых ресурсов для обеспечения их справедливого распределения между регионами является важной задачей«, — отметила, открывая дискуссию, председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова.

Она напомнила, что параметры «дополнительной настройки» системы озвучил Президент России Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию 29 февраля 2024года. Даны поручения правительству предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощёнки» на общий порядок налогообложения, а также смягчить налоговой режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса и продумать подходы к модернизации фискальной системы, справедливому распределению налогового бремени в отношении тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.

Решения, которые разработал Минфин РФ являются прямым следствием реализации конкретных поручений Президента. Изменения в налоговой системе призваны сделать ее более сбалансированной и социально справедливой, что позволит эффективнее решить проблемы социально-экономического развития регионов и обеспечить условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Главный посыл предлагаемых изменений — введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Сборы для состоятельных россиян составят от 15% до 22%, а налог на прибыль для компаний увеличится с 20% до 25%. Поскольку регионы станут бенефициарами налоговых изменений, собранные налоги в виде трансфертов пополнят также их бюджеты.

По мнению экспертов Общественной палаты РСО-А, важно, что учтен общественный запрос на социальную справедливость.

«Повышенная ставка налогообложения коснется небольшого числа налогоплательщиков: из 64 млн. работающего населения России прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн. человек или 3,2 % от работающего населения страны. При этом в выигрыше окажутся значительное число семей с детьми.  Так, для семей с детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%. Его получит половина от общего количества российских семей с детьми. Это, безусловно, значимая социальная поддержка граждан«, — считает Нина Чиплакова.

Отмечено также, что направления использования дополнительных налогов достаточно широки — развитие производства, создание конкурентной среды, равных условий для налогоплательщиков.  Средства от повышения налогов будут также направлены на финансирование новых нацпроектов: «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь. Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог, возрастут объемы финансирования мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий. 

Словом, изменения налоговой системы показывает, что государство нацелено на реализацию социальных программ и развитие инфраструктуры. Строится все больше учреждений образования, здравоохранения, спорта, культуры. Все это требует средств.          

Принцип справедливости, считают эксперты Общественной палаты РСО-А, следует применять и по налогообложению в корпоративной сфере. В частности, оказывать поддержку тем кампаниям, которые не выводят прибыль в офшоры, а направляют на инвестиции, расширение производства, вкладывают ее в социальную инфраструктуру регионов. Параметры налоговой системы логически продолжают существующую политику.

«Реформа налоговой системы в стране назрела давно», — считает председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам АПК и природоохранной деятельности, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РСО-А Алета Цориева. Говоря о развитии рыночных отношений, она напомнила, что были созданы налоговая и бюджетная системы, при которых регионы-доноры десятилетиями опосредованно содержали регионы-реципиенты, что в корне нарушало принципы рыночной экономики. Такое положение дел во многом диктовалось необходимостью выравнивания уровня постсоветского развития регионов и сохранения социальной стабильности.

«Сегодня в сложившейся новой международной геополитической ситуации, когда коллективный Запад пытается монопольно в своих интересах определить будущий миропорядок, Россия должна обеспечить свою безопасность ускоренными темпами развития науки, образования, сферы промышленного производства, агропромышленного комплекса и других отраслей. Для этого планируется финансирование перечисленных мер социально-экономического развития с помощью внесения изменений в налоговую систему РФ. Предполагается повышение ставок налогообложения для определенных категорий населения и юридических лиц, более справедливое распределение доходов бюджета между регионами, обеспечившими эти доходы, создание честной конкуренции… Конечно, это обоснованное решение, но нельзя уповать на то, что указанные изменения налоговой системы обеспечат равные условия для налогоплательщиков и честную свободную конкуренцию для предпринимателей. Уровень монополизации рынков в России таков, что не может быть снижен только за счет налогообложения«, — считает Алета Цориева.

По ее мнению, переломить ситуацию возможно только с помощью комплекса мер, который, наряду с совершенствованием системы налогообложения, включает в себя демонополизацию экономики, деприватизацию незаконно приобретенной государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов, развитие принципов социальной справедливости и ответственности, совершенствование системы государственной поддержки и развития предпринимательской и инвестиционной деятельности…

Предлагаемые изменения позволят обеспечить более предсказуемые условия для граждан и для бизнеса. Это важно для регионов, в том числе и для нашей республики. Изменения расширяют полномочия региона по установлению дифференцированных налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу и размера госпошлины при регистрации прав на дорогостоящее имущество. Муниципалитеты также смогут устанавливать свою ставку земельного налога для дорогих земельных участков. Кроме того, регионы получают право использовать экономию межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов.

Изучив проект изменений в налоговое законодательство, эксперты Общественной палаты РСО-А также отметили, что общая конструкция налогов и их распределения между уровнями власти не подвергается принципиальным изменениям. Введение прогрессивной шкалы, когда состоятельные граждане будут платить больше налогов, позволит пополнить бюджеты муниципальных образований, поскольку именно НДФЛ является основным источником их пополнения. Предлагаемые налоговые изменения повлияют на социально-экономическое развитие страны, позволят увеличить доходную часть бюджетов всех уровней, а это означает рост заработных плат, социальных льгот и выплат, инвестирование в секторы экономики и общий вклад бизнеса в приближение нашей победы в СВО.

Консолидированная позиция экспертов Общественной палаты РСО-А будет направлена в Общественную палату РФ, где 10 июня состоятся широкие общественные слушания по совершенствованию налогового законодательства РФ. К дискуссии в ОП РФ приглашены депутаты Госдумы, представители Минфина РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, СПЧ, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в РФ, а также представители общественных организаций и НКО, экспертного и делового сообществ, лидеры общественного мнения.