В России готовятся изменения в налоговой системе, призванные сделать ее более справедливой и сбалансированной. В результате донастройки будут решены многие проблемы социально-экономического развития регионов. Новые контуры налоговой системы будут также обеспечивать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Совершенствование налоговой системы должно привести к стабилизации бюджета, снижению бюджетного дефицита.
Собранные дополнительные налоги пойдут на развитие производства – через инвестиции и строительство инфраструктуры. Это приведет к расширению предложения отечественных товаров и будет работать на снижение цен. В результате изменений будет создана честная конкурентная среда и равные условия для налогоплательщиков. Произойдет выравнивание условий для бизнеса, на рынке возникнет здоровая конкуренция.
Все регионы станут полноценным бенефициарам налоговых изменений. Собранные налоги вернуться в регионы в виде трансфертов. Произойдет списание долгов. Они получат больше полномочий по налогообложению дорогостоящих объектов недвижимого имущества и земельных участков.
При определении ставок по прогрессивным налогам учитывался запрос на социальную справедливость. Прогрессия не будет касаться подавляющей части населения. Речь идет об обеспеченных слоях населения. Поэтому установлен порог в 2,4 млн рублей в год (200 тыс. рублей в месяц), а также другие пороги в 5, 20 и 50 млн рублей в год.
Подавляющего большинства граждан налоговые изменения не коснутся. Из 64 млн работающего населения прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн человек или 3,2 % от работающего населения страны. При этом в выигрыше окажется большое количество семей с детьми.
Для родителей с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%. Возврат по такому «кэшбеку» будет сопоставим для семей с тринадцатой зарплатой. Его получит около половины от общего числа семей с двумя и более детьми в стране.
В рамках предстоящих изменений деньги от повышения налогов пойдут на социально-экономическое развитие. В том числе на финансирование новых объявленных Президентом нацпроектов: «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь». Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дороги, увеличит финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий.
Какое влияние изменения налоговой системы окажут на социально-экономическое положение регионов? Каким образом следует использовать дополнительные ресурсы, полученные от введения прогрессивной шкалы налогообложения? Мнение экспертов Общественной палаты РСО-А.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Справедливая система удержания налогов – это путь социального государства, обязанность которого помогать и поддерживать всех граждан страны, в особенности тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, испытывает трудности и ограничения. Внедрение новой системы налогообложения позволит увеличить доходную часть бюджетов всех уровней, а это повышение заработных плат, социальных льгот и выплат, модернизация производства, инвестирование в сектора экономики, реализация инфраструктурных проектов и безусловно общий вклад бизнеса в приближение нашей победы в СВО.
Параметры «донастройки» подробно озвучил Президент России В. В. Путин в своём послании Федеральному Собранию 29 февраля нынешнего года. Даны поручения правительству предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощёнки» на общий порядок налогообложения, смягчить налоговой режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса и продумать подходы к модернизации фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.
Собственно, решения, которые разработал Минфин РФ – прямое следствие реализации конкретных поручений Президента. Изменения в налоговой системе призваны сделать ее более сбалансированной и социально справедливой, что позволит эффективнее решить проблемы социально-экономического развития регионов и обеспечить условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
В России предлагается ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. Сборы для состоятельных россиян составят от 15% до 22%, а налог на прибыль для компаний увеличится с 20% до 25%. Поскольку регионы станут бенефициарами налоговых изменений, собранные налоги в виде трансфертов пополнят их бюджеты. Учтен общественный запрос на социальную справедливость. Повышенная ставка налогообложения коснется небольшого числа налогоплательщиков — из 64 млн работающего населения прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн человек или 3,2 % от работающего населения страны. Для семей с детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%. Его получит половина от общего числа российских семей с детьми. Отмечу, что направления использования дополнительных налогов достаточно широки -это развитие производства, создание конкурентной среды, равных условий для налогоплательщиков.
Средства от повышения налогов будут также направлены на социально-экономическое развитие, на финансирование новых нацпроектов: «Молодежь и дети», «Семья», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь. Государство увеличит вложения в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог, увеличит финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий.
В целом же изменения налоговой системы говорит о том, что государство нацелено на реализацию социальных программ поддержки, развитие инфраструктуры, строится все больше учреждений здравоохранения, спорта, культуры. Все это требует средств. Но повышение в данном случае идет во благо -налоги увеличатся, и вместе с тем, возрастет и комфорт жизни в России».
Алета Цориева, председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам АПК и природоохранной деятельности, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РСО-А: «Реформа налоговой системы в стране «назрела» и «перезрела» давно. Говоря о развитии рыночных отношений, были созданы налоговая и бюджетная системы, при которых регионы-доноры десятилетиями опосредованно содержали регионы-реципиенты, что в корне нарушало принципы рыночной экономики. Такое положение дел во многом диктовалось необходимостью выравнивания уровня постсоветского развития регионов и сохранения социальной стабильности.
Сегодня в сложившейся новой международной геополитической ситуации, когда коллективный Запад пытается монопольно в своих интересах определить будущий миропорядок, Россия должна обеспечить свою безопасность ускоренными темпами развития науки, образования, сферы промышленного производства, агропромышленного комплекса и др. отраслей. Для этого планируется финансирование перечисленных мер социально-экономического развития с помощью внесения изменений в налоговую систему РФ. Предполагается повышение ставок налогообложения для определенных категорий населения и юридических лиц, более справедливое распределение доходов бюджета между регионами, обеспечившими эти доходы, создание честной конкуренции и т.д. Конечно, это обоснованное решение, но нельзя уповать на то, что указанные изменения налоговой системы обеспечат равные условия для налогоплательщиков и честную свободную конкуренцию для предпринимателей. Уровень монополизации рынков в России таков, что не может быть снижен только за счет налогообложения.
Средства производства (земля, природные ресурсы, техника и оборудование, здания и сооружения и т.д.) в настоящее время сосредоточены в руках очень ограниченного круга лиц и для развития конкуренции нужна действенная государственная антимонопольная политика. С каждым годом монополии захватывают все новые сферы деятельности и влияния, лоббируют свои интересы на всех уровнях государственной и муниципальной власти, не считаясь с интересами народа и массового товаропроизводителя в лице субъектов малого предпринимательства. Переломить ситуацию возможно только с помощью комплекса мер, который включает демонополизацию экономики, совершенствование системы налогообложения, системы государственной поддержки и развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, деприватизацию незаконно приобретенной государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов, развитие принципов социальной справедливости и ответственности и т.д.»