В Общественной палате Северной Осетии состоялось заседание экспертной группы Штаба по наблюдению за выборами, на котором обсуждены тезисы нового доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 год: итоги общественного наблюдения».
Тезисы доклада презентованы 27 марта в рамках итогового совещания Координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием с региональными общественными штабами по наблюдению за выборами и содержат основные выводы по итогам мониторинга прошедшей избирательной кампании по выборам Президента России, рекомендации для совершенствования системы общественного контроля.
Открывая дискуссию, председатель Общественной палаты РСО-А, руководитель регионального общественного штаба по наблюдения за выборами Нина Чиплакова подчеркнула, что выборы Президента РФ стали важнейшей точкой отсчета в движении нашего государства к будущему. Важную роль в обеспечении законности и соблюдении избирательных прав граждан сыграли институты гражданского общества. Сформирована общероссийская система общественного наблюдения, включающая общественные штабы во всех регионах России, которые обеспечили сбор, обучение и направление наблюдателей на избирательные участки.
«Только в Северной Осетии в дни голосования на участках работали свыше тысячи общественных наблюдателей. Субъектами общественного контроля -Общественной палатой РФ и Общественной палатой РСО-Алания направлено 507 наблюдателей, политическими партиями 140. Наблюдение осуществлялось по единым стандартам. Мы вновь констатируем высокое значение Центров общественного наблюдения для обеспечения прозрачности и открытости избирательного процесса. На площадке Общественной палаты Северной Осетии работал такой центр, в дни выборов его посетили более 150 человек: представителей политических партий, наблюдателей, депутатов и активных граждан. Прибыли к нам и международные наблюдатели из девяти государств, которые воочию убедились в высочайшей степени организованности и легитимности российских выборов», – напомнила Нина Чиплакова.
Итоги выборов продемонстрировали политическую волю российских избирателей. В голосовании приняли участие 87 3975 69 избирателей – или свыше 77% от списочной численности. Подобного единения в истории современной России еще не было. Избиратели Северной Осетии также продемонстрировали высокую активность, явка на выборы составила 91,8%. За кандидатуру Владимира Путина проголосовали 89,01% голосов избирателей.
«Сегодня политические элиты западных стран медом не корми, но дай возможность покопаться во внутриполитических процессах нашей страны. Естественно, выборы президента России — весьма лакомый кусочек, дабы подавиться очередной раз своими помыслами и прогнозами. Ожидаемо было их сомнение в легитимности прошедших президентских выборов. Но практически единодушная воля наших граждан, отдавших мандат доверия Владимиру Путина, является для нашей страны определяющим фактором незыблемости результатов выборов. Все заявления о непризнании результатов выборов в новых российских регионах разбиваются о железобетонную волю путинского «супербольшинства»: многосоставного множества людей с разными политическими взглядами, объединенных идеей «Суверенная и сильная Россия, которая формирует своё будущее сама». Такое доверие завоевать непросто, это не случайность. Сегодня лидером, который может обеспечить стратегический приоритет государства на долгосрочную перспективу, защиту страны, ее развитие и образ будущего, россияне видят только Владимира Путина», — убеждена политолог Лариса Дзахова.
Важный вывод состоит и в том, что отсутствовали какие-либо значимые нарушения избирательного законодательства, обеспечена открытость всех избирательных процедур и это яркое свидетельство легитимности их результата. Итоговым выводом о системе общественного наблюдения является тезис о регистрации минимального количества проблем, выявленных в ходе выборов и их оперативное устранение благодаря общественным наблюдателям.
Вопреки агрессивным попыткам коллективного Запада дезорганизовать процесс выборов, по сравнению с предыдущими избирательными компаниями зафиксированы наивысший уровень явки избирателей и минимальное количество сообщений о нарушениях избирательного права. Рекомендации Ассоциации НОМ направлены на закрепление полученного положительного опыта общественного наблюдения за выборами, дистанционного голосования и противостояния дестабилизирующим факторам, на масштабирование наиболее эффективных механизмов.
«К рекомендациям Ассоциации НОМ, на мой взгляд, следует добавить, что базы данных избирателей надо синхронизировать не только с органами МВД, но и с актуальными итогами Всероссийской статистической переписи населения, базами данных ЗАГСов, миграционных и таможенных служб. За качество списков избирателей ответственность должны нести органы местного самоуправления регионов РФ и региональные ЦИКи. Работа по актуализации и синхронизации списков избирателей должна проводиться на регулярной основе», — считает член Общественной палаты РСО-А Алета Цориева.
Следующий аспект рекомендаций Ассоциации НОМ, на который обратили внимание эксперты Северной Осетии, – это оказание содействия в разработке и реализации просветительских проектов в электоральной сфере. Безусловно, просвещение электората имеет огромное значение, но нельзя забывать о необходимости системных исследований тенденций развития общественного сознания и наиболее активной ее части – молодежного сознания.
«Сегодня молодежь, подростковая среда в авангарде разрушительного воздействия западных технологий. Это воздействие надо купировать, противопоставить ему ценности, сформированные с учетом приоритетом и потребностей молодежи, а для этого их надо знать. Изучение таких сложных общественных процессов, тем более управление ими на государственном уровне, не может базироваться на результатах мониторингов общественного мнения, то есть на простой фиксации их текущего состояния. Нужны научные исследования состояния, выявление закономерностей и тенденций, поиск эффективных методов коррекции и разработка научно обоснованных прогнозов», — считает Алета Цориева.
Кроме того, по ее мнению, трехдневный формат голосования помимо плюсов имеет и минусы: в докладе Ассоциации отмечались многократные обстрелы избирательных участков в новых регионах РФ. Избиратели подвергались опасности, а их защита была дополнительной нагрузкой для российских военных.
«Считаю целесообразным сократить срок голосования до 1-2 дней. При дальнейшем развитии электронного голосования двух дней вполне достаточно для волеизъявления граждан, кроме того, будет меньше затрат и рисков», — отметила Алета Цориева.
Разделяет это мнение член Общественной палаты РСО-А, профессор теории государства и права Сергей Чеджемов, считая, что двухдневное голосование достаточно для волеизъявления граждан, и существенно облегчает организацию избирательного процесса.
Что касается нового доклада НОМ, то, по мнению эксперта, в нем «кратко лапидарно и качественно» проанализированы итоги выборов по стране, уделено внимание новым формам голосования. Действительно, механизм «Мобильный избиратель» получил широкое применение, в том числе и в Северной Осетии. Через портал Госуслуг этой опцией воспользовались представители молодого поколения избирателей, а также люди с ограниченным возможностям здоровья. Этот инструмент необходимо развивать и дальше, — отметил Сергей Чеджемов.
«Мне, не только как профессору теории государства и права, но и как человеку все это время находившемуся в Общественном штабе нашей республики и осуществлявшему независимый мониторинг избирательного процесса, представляется, что наш народ сдал этот экзамен на «отлично». Слагаемые этого, прежде всего, личный авторитет Владимира Путина, а также глубоко патриотичная позиция подавляющего большинства наших граждан, юридически оформивших выбор своего сердца. Эти выборы стали беспрецедентным волеизъявлением, оставившим далеко позади выборы так называемых 90-х годов. Они не только легитимизировали симпатии россиян, но и сделали всех нас более сознательными в отстаивании интересов нашей Родины», — поделился своим мнением член Общественной палаты РСО-А Сергей Чеджемов.
«Нельзя не признать, что от раза к разу выборы проходят все лучше и лучше», — отметил доктор исторических наук, профессор, член Общественной палаты РСО-А, в период избирательной кампании выступавший в качестве доверенного лица кандидата Владимира Путина Руслан Бзаров.
«Традиционная особенность выборов в Осетии — достаточно высокая политическая культура, в том числе неприятие обществом любых форм «черного пиара» и провокаций, твердая ориентация на интересы государства и общества. Поэтому результаты наших выборов — это еще и массовое одобрение сформировавшейся в России демократической избирательной системы», — сказал Руслан Бзаров.
По его мнению, система общественного наблюдения демонстрирует высокий уровень зрелости. Сформулированные в докладе рекомендации отличаются продуманностью, практическим подходом и нацеленностью на совершенствование неплохо работающей системы. Для нашего региона, считает Руслан Бзаров, следует запланировать подготовку населения к дистанционному голосованию.
«Вряд ли это получится в тестовом режиме, поэтому желательно начать с выборов местного уровня, актуальных для общества. При любых обстоятельствах будет необходимо сохранять возможность голосования на избирательном участке», – заключил эксперт.
Как и ожидалось, российская избирательная система подверглась кибер-атакам на интернет-ресурсы избирательных комиссий. В этой связи важно предпринять меры защиты от подобных вторжений, считают эксперты Северной Осетии.
Обобщая итоги экспертного обсуждения доклада Ассоциации НОМ и практику работы Общественной палаты РСО-Алания, председатель региональной палаты Нина Чиплакова отметила системный подход и объективное отражение всех аспектов общественного наблюдения как важнейшей формы гражданского контроля. Она отметила, что Общественный штаб республики осуществлял мониторинг всех этапов избирательной кампании. Многообразной была деятельность штаба – подписаны соглашения с 24 НКО, проведено 12 заседаний круглых столов, проверены избирательные участки, обучены наблюдатели, которые успешно выполнили свою миссию. Результативной была и экспертная деятельность штаба.
По итогам обсуждения сформулированы предложения региональной Общественной палаты. В их числе — синхронизация и совершенствование технологических алгоритмов обновления электронных баз данных МВД РФ и системы регистрации и учета избирателей (это важно для снижения рисков сбоев при оформлении заявок на участие в выборах с использованием системы «Мобильный избиратель»); повышение статуса общественных наблюдателей, информирование граждан о значимости общественного наблюдения и контроля за выборами; дальнейшее масштабирование контактов с международными экспертами, реализация просветительских проектов в электоральной среде с привлечением молодежи.
В заключении эксперты Общественной палаты РСО-Алания отметили, что доклад Ассоциации «НОМ» обобщает ценный опыт деятельности избирательной системы Российской Федерации и института общественного наблюдения.