«Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики».

130

На площадке Общественной палаты РСО-А  состоялось расширенное заседание Общественного штаба по наблюдению за реализацией избирательных прав граждан на территории республики, на котором региональные эксперты обсудили презентованный ранее  аналитический доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг».

Открывая дискуссию, председатель Общественной палаты РСО-А, эксперт Ассоциации НОМ Нина Чиплакова отметила, что воспроизводство политической системы общества во многом зависит от способности избирательной системы реагировать на вызовы времени. И российская система такую устойчивость демонстрирует.

«Полагаю, что в нынешних условиях сделать ее более устойчивой и прозрачной помогла активная вовлеченность граждан в процесс мониторинга выборов. Общественный контроль обеспечен гражданским обществом – его наблюдателями от Общественной палаты, экспертным сообществом. Мы констатируем, что институт общественного наблюдения на выборах имеет серьезную практику работы и должен сыграть важную роль — стать заслоном для возможных нарушений», — сказа Нина Чиплакова. 

В Докладе эксперты НОМ представили анализ готовности избирательной системы и института общественного контроля к выборам Президента Российской Федерации в 2024 году. Новый доклад Ассоциации НОМ более практикоориентированный: он содержит не только общую информацию о сложившейся в России системе общественного наблюдения, о правовом регулировании выборов, но и ценные инструменты и механизмы осуществления общественного контроля. В нем интересно обобщен уже имеющийся опыт регионов.

В частности, эксперты НОМ определили, что многолетнее развитие системы общественного наблюдения в стране и распространение разнообразных форм электорального контроля в регионах привели к появлению инновационных практик. В рамках наблюдения за выборами во многих субъектах будут впервые реализовываться инициативы, касающиеся применения современных средств цифровых коммуникаций, новые формы экспертной работы и общественных дискуссий.

Региональная  иллюстрация к докладу НОМ об инфраструктуре общественного наблюдения  — завершившаяся в Северной Осетии подготовка наблюдателей. Общественный контроль охватил все уровни и формы голосования. Сформирована инфраструктура общественного наблюдения, в рамках которой организован непрерывный образовательный процесс для общественных наблюдателей.

«Общественная палата Северной Осетии  заключила соглашения о взаимодействии и наблюдении за выборами с 20 крупными общественными объединениями  и 3 политическими партиями. Сформирован корпус наблюдателей из 1200 человек.  Уже выданы первые направления наблюдателям на  избирательные участки. 14 марта во Владикавказе откроется Центр общественного наблюдения. На его площадке будут работать электоральные юристы, эксперты, колл-центр. На смонтированную в ЦОН видеостену в  течение трех дней голосования будет вестись круглосуточная прямая трансляция со всех избирательных участков. На крупных установят видеокамеры, на участках с меньшим количеством избирателей – видеорегистраторы. Таким образом, в республике будет обеспечен тотальный общественный контроль за ходом выборов», — рассказала Нина Чиплакова.

Анализируя доклад Ассоциации НОМ ««Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики»» член Общественной палаты РСО-А, профессор, доктор исторических наук Руслан Бзаров отметил, что в докладе ясно описана правовая база общественного наблюдения со всеми оптимизирующими новациями. Дана точная оценка накопленного опыта и степени готовности российской избирательной системы к проведению выборов. Проведена полная инвентаризация инструментария общественного контроля, который дает гарантию надежному волеизъявлению каждого гражданина и российского общества в целом. Отмечено значение дистанционных технологий, в том числе возможности контролировать ход голосования и подсчет голосов при помощи видеонаблюдения.

«Выборы Президента, назначенные на 2024 год – одна из ключевых точек отсчета в движении России к будущему. Эти плановые выборы никак нельзя назвать «очередными» в смысле исторического значения и социально-политического выбора. Политические и
социальные процессы последних десятилетий предопределили новое качество российского общества, открыли новую перспективу его дальнейшего развития. Особая роль отводится на современных выборах общественному контролю. Системная его организация, характерная для российской избирательной системы – тест на зрелость нашего гражданского общества. Доклад отражает высокое качество, выдающийся мировой уровень российской системы общественного наблюдения. Мы уверены в ней и перед лицом нескрываемых попыток внешнего вмешательства в российские выборы. Твердая позиция объективности и солидный гражданский опыт Общественной палаты РФ и Общественной палаты РСО-А представляются важным залогом эффективности общественного контроля на выборах Президента России в марте 2024 года
«, — подчеркнул Руслан Бзаров.

Доктор политологических наук, профессор кафедры философии и политологии СОГУ Лариса Дзахова напомнила, что наблюдение, как форма общественного контроля, существовало всегда. О его необходимости писал еще Аристотель, считая его условием гармонического развития общества.

«Сегодня общественное наблюдение  — несомненно, действенный инструмент, способствующий улучшению качества выборов, а также активизации гражданского участия в выборном процессе. Институт наблюдателей, являясь одним из самых молодых элементов  избирательной системы, представляет собой неотъемлемую часть  демократически развивающегося государства.  Общественное наблюдение способствует росту уверенности  избирателей в справедливость выборов, а также гарантирует  открытость и гласность, что, несомненно, способствует росту явки избирателей в день голосования. Общественное наблюдение, на мой взгляд, является неким балансом, где сфокусированы  интересы государства и институтов гражданского общества.  Таким образом, общественное наблюдение своего рода «каркас», который поддерживает реальные возможности общества влиять на принимаемые решения общегосударственного  значения», — отметила Лариса Дзахова.

По мнению члена Общественной палаты РСО-А, профессора, доктора педагогических наук Сергея Чеджемова, положительной особенностью является то, что удалось минимизировать политическое противостояние политических партий, которые на федеральном уровне зачастую конфликтуют.

«Доклад Ассоциации «НОМ» наглядно показывает, насколько масштабная и качественная работа проводится по организации контроля и наблюдения за президентскими выборами. Проходящая кампания по выборам Президента Российской Федерации находится в фокусе внимания общественного контроля, начиная с назначения выборов. Постоянно действующая система позволила развернуть штабы общественного наблюдения на выборах во всех районах Северной Осетии. Можно смело утверждать, что усилиями власти и общества удается  создавать условия формирования атмосферы открытости и доверия, а это укрепляет электоральный суверенитет страны. Гражданским обществом современной России сформирован устойчивый институт, обладающий правами и возможностями для реализации взятых на себя обязательств»,  — подчеркнул Сергей Чеджемов.

Все участники дискуссии были единодушны в том, что институт общественного наблюдения совершенствуется от выборов к выборам. Независимые общественные наблюдатели прошли практическую школу гражданской активности  на выборах Президента РФ в 2018 году, в ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию России в 2020 году в условиях пандемии, на выборах депутатов Госдумы в 2021 году. Высокий уровень подготовки наблюдателей – это результат масштабной программы обучения, сотрудничества с экспертами и институтами гражданского общества.

«Мы нацелены на работу по детальному сбору и анализу информации, поскольку именно нам, членам Общественного штаба, предстоит оперативно и аргументированно реагировать на разного рода сигналы, формулировать объективную экспертную позицию. Важный вклад в процесс противодействия информационной агрессии, соблюдение закона на выборах, мы убеждены, вновь внесёт гражданское общество – общественные организации и эксперты, которые коллективными усилиями дадут объективную и достоверную оценку ходу важнейшей избирательной кампании. Осетия всегда ответственно относилась к большим, значимым политическим процессам. А предстоящие президентские выборы — событие чрезвычайной степени важности. Уверена, наши граждане в очередной раз продемонстрируют свою политическую культуру, высокую гражданскую активность и грамотность», — подытожила председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова.