Убедительные ответы на вызовы современности

78

Сергей Чеджемов, профессор, доктор педагогических наук, член Общественной палаты РСО-А: «Мудрость поколений, помноженная на современную науку – богатство народа. Осетинская мудрость, как и педагогика всех народов, эту истину разделяет. Что же касается стран т.н. «просвещенной Европы и Америки», то там, то ли по простоте душевной или по скудоумию, вдруг возомнили себя вправе опровергать общечеловеческие истины, глумиться над искренними чувствами верующих, святостью семейных уз, патриотизмом и нравственностью.

Человечество встревожено данным фактом и пытается найти адекватный ответ на возникающие вызовы современности. Вот почему эти и другие проблемы были блестяще истолкованы в недавно состоявшемся диалоге Президента РФ Владимира Путина с американским журналистом Такером Карлсоном, который уже посмотрели на всех континентах свыше 2 миллиардов человек, и количество просмотров только растет.

Ныне, как никогда раньше, обозначились кардинальные изменения жизненных ценностей и ориентиров людей. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни не только имеют этническую вариативность, но и по-новому ставят вопрос об этнокультурном облике России как государства-цивилизации.

Поскольку причины многих современных проблем коренятся в прошлом, как в недавнем, так и в отдаленном, особое научное и практическое значение имеет изучение культурного кода россиян, который складывался благодаря правительственной политике и вековой народной мудрости.

Война, которую ныне ведут против нашего Отечества недружественные страны, по сути дела, в своей основе представляет самую страшную из грозящих человечеству катастроф – «уничтожение человеческого в человеке». Как и чем ответить на этот вызов современности?

Ответ на данный вопрос напрашивается сам собой: следует развивать человеческое в человеке, не дать ему заглохнуть в хитросплетении биологических инстинктов и пороков человеческого характера. В этой связи очень своевременным является то, что международное общественное движение «Высший совет осетин», в лице его председателя Зелимхана Ватаева и старейший на Юге России научно-технический вуз СКГМИ – ГТУ в лице и.о. ректора Дзамболата Камболова заключили соглашение о сотрудничестве, о чем, кстати, уже сообщала «СО» своим заинтересованным читателям 10 февраля.

Юридически было закреплено стремление взаимодействовать в разработке и реализации мероприятий, направленных на воспитание молодежи на основе традиционных национально-культурных и нравственных ценностей, патриотизма, толерантности и интернационализма, пропаганде родного языка и национальной культуры, обычаев и традиций осетинского народа и других народов нашей великой Родины – России.

Будет систематизирована работа, которая и ранее проводилась учеными нашего вуза. О ее результатах неоднократно докладывалось на международных научно-практических конференциях, а некоторые ее аспекты не раз становились злободневной публицистической тематикой газеты «Северная Осетия».

Изучение правового опыта российской аккультурации народов не только раскрывает определенные нюансы уникального опыта российского государственно-правового строительства, поскольку это явление наиболее ярко характеризует внутреннюю политику нашего государства в прошлом, но и подчеркивает ее особенность, выражающуюся в принципе соборности и соучастности государствообразующего русского народа в социально-экономическом развитии других народов страны, в том числе, и в вопросах государственно-правового строительства.

Этот опыт уникален, он заслуживает сравнительно-сопоставительного анализа с другими империями мира, в том числе североамериканским проектом «плавильного тигля», а также идеями глобализма и неоглобализма. Правовая аккультурация – важная теоретико-историческая проблема, находящаяся на стыке междисциплинарных исследований и характеризующая сущность и специфику современного российского государства и международного права.

Например, осетинская интеллигенция на протяжении трех столетий сумела выработать стройную концепцию национальной по форме и общероссийской, общечеловеческой по содержанию научно-педагогической мысли, благодаря которой модели просвещения народа, привнесенные в нее, в целом не копировали определенные системы просвещения, существовавшие в то время в России и в мире. Они несли ярко выраженную особенность, заключающуюся в стремлении широких кругов к передовым достижениям науки и культуры. Вот почему в годы, когда в целом по стране только искореняли неграмотность усилиями ликбезов, Владикавказ далеко за его пределами называли горским Кембриджем.

Думается, что у нашего государства и его народов не только интересная история, но и счастливые перспективы, и один из залогов этому – взаимодействие общества и науки, в том числе, гуманитарной и технической.»