На расширенном заседании Совета Общественной палаты актуализированы задачи общественного наблюдения.
Члены Совета Общественной палаты РСО-А обсудили доклад Ассоциации НОМ «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года».
Открывая дискуссию, председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплаков отметила, что стартовала масштабная и интересная работа. Выборы Президента России – это важнейшее событие в общественно-политической жизни страны: участвуя в них, наши сограждане определяют курс развития страны на предстоящие шесть лет.
«Завершается 2023 год, наполненный множеством важных событий и достижений, вопреки непростым внешним вызовам. Основным итогом года, на мой взгляд, стало сплочение нашего общества на основе духовно-нравственных ценностей, защита Отечества, преодоление беспрецедентного санкционного давления. Страна уверенно развивается и крепнет, наращивает экономический и социальный суверенитет, в установленные сроки в соответствии с законодательством проходят все избирательные кампании», — отметила Нина Чиплакова.
Как отмечено в докладе Ассоциации НОМ, ключевыми условиями начавшейся выборной кампании являются четкие, непротиворечивые и понятные правовые требования для всех участников выборов, организационная готовность системы избирательных комиссий к их проведению, наличие удобных и безопасных электоральных технологий, обеспечивающих возможность участия избирателей в выборах, эффективная система контроля за соблюдением требований законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов.
«Несмотря на то, что коллективный запад неизменен в своих происках дискредитации выборов, мы нацелены на работу по детальному сбору и анализу информации, поскольку именно нам, членам штаба, предстоит оперативно и аргументированно реагировать на разного рода фейки. Как важное направление нашей работы мы выделяем мониторинг готовности избирательных комиссий к проведению голосования. Важный вклад в процесс противодействия информационной агрессии может внести гражданское общество – общественные организации и эксперты, которые могут коллективными усилиями дать объективную и достоверную оценку хода избирательной кампании«, — подчеркнула Нина Чиплакова.
В ходе дискуссии отмечено, что законодательная база подготовки и проведения выборов Президента РФ представляет гражданам возможность реализовать права, предусмотренные Конституцией, главным из которых является право избирать и быть избранным.
По мнению председателя комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам образования и науки, духовного и культурного наследия, межнациональным и межконфессиональным отношениям, профессора, доктора исторических наук Руслана Бзарова, доклад Ассоциации «НОМ» не случайно назван «Отвечая на вызовы времени».
«Политические катаклизмы и социальные процессы последних десятилетий предопределили новое качество российского общества, открыли новую перспективу его дальнейшего развития. На наших глазах происходит ответственный пересмотр подходов государства и общества к своей собственной судьбе. Нам придется заново понять прошлое, объяснить настоящее и спланировать будущее своей родины. Одна из ключевых точек отсчета в движении России к будущему – выборы Президента, назначенные на 2024 год. Это — плановые выборы, но их никак нельзя назвать «очередными» в смысле исторического значения и социально-политического выбора», — убежден Руслан Бзаров.
Представленный доклад отличается объективным и совершенно спокойным, далеким от политизации, тоном изложения. В нем ясно описана правовая база предстоящих выборов Президента со всеми оптимизирующими новациями. Дана точная оценка накопленного опыта и степени готовности российской избирательной системы к проведению выборов. Проведена полная инвентаризация электоральных технологий, которые дают гарантию надежному волеизъявлению каждого гражданина и российского общества в целом.
«Сложно подвергнуть сомнениям факт, что российская избирательная система прошла непростую проверку временем и может обеспечить необходимые условия для проведения демократических выборов, соответствующих общепризнанным высоким стандартам выборов главы государства. В докладе достаточно подробно и понятно изложены изменения в
законодательство о выборах, которые являются свидетельством непрерывного совершенствования и готовности избирательной системы к эволюции. Существующие условия, в полной мере обеспечивают возможность для граждан России, объективно определить курс развития страны на следующие 6 лет«, — заметил заместитель председателя Общественной палаты РСО-А, один из электоральных педагогов, обучающих наблюдателей по программе НОМ Зураб Майрансаев.
Отмечено значение принципа удобства для избирателей, который лежит в основе применения инновационных решений, в числе которых голосование по месту пребывания, дистанционное электронное голосование, многодневное голосование, а также возможность контролировать ход голосования и подсчет голосов при помощи видеонаблюдения.
«Особая роль отводится на современных выборах общественному контролю. Системная его организация, характерная для российской избирательной системы – тест на зрелость нашего гражданского общества. В докладе представлены все составные части нашей, уже неоднократно апробированной, системы общественного контроля. Мы хорошо осознаем ее высокое качество, ее мировую чемпионскую эффективность. Мы уверены в ней и перед лицом нескрываемых попыток внешнего вмешательства в российские выборы. Твердая позиция объективности и солидный гражданский опыт Общественной палаты РФ и Общественной палаты РСО-А представляются мне залогом эффективности общественного контроля и на выборах 2024 года», — заключил Руслан Бзаров.
Как отмечали члены Совета Общественной палаты РСО-А, в Северной Осетии накоплен определенный опыт общественного наблюдения. Практика работы Общественной палаты Северной Осетии, как и всех региональных палат, убедительно свидетельствует о том, что институт общественного наблюдения стал неотъемлемой частью избирательного процесса. Но в нынешних условиях, когда недружественные страны априори уже объявляют о нелегитимности выборов, роль общественных наблюдателей необычайно возрастает.
«Нам доверяют, в нас видят надежных защитников обеспечения избирательных прав граждан. В нашей республике сформирована инфраструктура общественного наблюдения, организован непрерывный образовательный процесс общественных наблюдателей. На площадке Общественной палаты РСО-Алания, в каждом муниципальном районе созданы общественные штабы из числа членов палаты, представителей юридического сообщества, средств массовой информации, некоммерческого сектора. Заключены соглашения о сотрудничестве в ходе электорального процесса с двадцатью общественными организациями и политическими партиями. Армия наблюдателей достаточно масштабна и прирастает новыми участниками общественного наблюдения. За пять минувших лет Общественная палата Северной Осетии подготовила 7 тысяч наблюдателей. Удалось сформировать единую платформу подготовки и делегирования общественных наблюдателей, выстроить систему экспертного и аналитического сопровождения деятельности этого института. В электоральном экспертном пуле представлены лидеры общественного мнения, политологи, их слово весомо и убедительно. Открытость и прозрачность всех этапов электорального цикла позволяют не допустить дискредитации выборов», — убеждена председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова.
Выборы президента РФ — важнейшее событие в общественно-политической жизни страны, считает член Общественной палаты РСО-А, профессор, доктор педагогических наук Сергей Чеджемов. Именно Президент России является фигурой, сплачивающей весь народ в нелегких условиях беспрецедентных нападок, начиная от банальных экономических и политических санкций и заканчивая извращением основополагающего принципа олимпийского движения – запрета российским спортсменам выступать под знаменами своей Родины.
«События последних дней для неоспоримо свидетельствуют о новом этапе политической активности. Анализ норм законодательства, регулирующих порядок проведения выборов, позволяет сделать вывод об отсутствии правовых пробелов и противоречий, фиксирует четкость правовых предписаний на всех стадиях избирательного процесса. Внесенные накануне выборов изменения в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в основном направлены на обеспечение согласованности норм избирательного законодательства, единства правовых требований и практики правоприменения», — считает Сергей Чеджемов.
Современная модель общественного контроля за выборами в России включает четыре базовых направления: наблюдение на местах, видеонаблюдение, публичная экспертиза, мониторинг медиасферы. Сформирована среда, позволяющая оперативно реагировать на любые отклонения от нормального хода выборов – будь то нарушение закона или провокация в средствах массовой информации.
В Северной Осетии сформирован 331 избирательный участок, а также 10 территориальных избирательных комиссий. В региональном общественном штабе по контролю за выборам на площадке Общественной палаты РСО-А будет установлена видеостена, на которую в дни голосования с момента открытия избирательных участков и до момента загрузки итоговых протоколов в систему ГАС «Выборы» будут транслироваться данные камер видеонаблюдения со всех избирательных участков республики.
«Как бы не старались отдельные западные «писаки и псаки», россияне своим сердцем чувствуют правильность решения Владимира Путина принять участие в выборах и, тем самым, пойти на встречу патриотические настроенным гражданам, всем тем, кто на фронтах антифашистских битв своим словом и делом отстаивает извечные истины добра и справедливости, для которых слова Отец, Мать и Родина являются священными. Именно для этого всем гражданам России надо принять участие в выборах, которые в нашей стране, в отличии, скажем, от США, являются всеобщими. Национальные интересы страны требуют общенационального согласия, ибо всем нам нужны не великие потрясения, а великая Россия. Все мы отчетливо понимаем, что впереди очень много трудностей и проблем, но также четко мы осознаем, что все они решаемы при наличии гражданского мира и общенационального согласия. Выборы Президента РФ должны продемонстрировать это», — подытожил Сергей Чеджемов.
Доклад Ассоциации «НОМ» весьма полезен и как источник ценных рекомендаций и предложений, которые, несомненно, послужат для эффективной подготовки и дополнительного тренинга всех участников электорального процесса.