Проект действительно открыл не только новые имена, но и глаза и души тех, кто стал участником этого мероприятия, которое собрало вокруг себя единомышленников из самых разных сфер и регионов. Организаторы: АНО поддержки и реализации социальных инициатив «АРКТУР», Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей РФ» при поддержке Фонда президентских грантов и – особо отметим – Министерство труда и социального развития РСО–А.
Отрылся форум в Национальной научной библиотеке. Участниками его стали подопечные инклюзивных театральных коллективов РСО–А, непрофессиональные актеры, среди которых люди с инвалидностью и добровольцы, театральные деятели (педагоги), желающие получить необходимые знания и навыки для работы с «особыми» артистами.
В рамках проекта в течение четырех месяцев проходила Школа инклюзивных театральных коллективов. Занятия вели профессиональные педагоги, которые знакомили участников с азами актерского мастерства (Виктория Бокоева), сценической речи (Фатима Пагиева), сцендвижения (Ацамаз Качмазов), парахореографии (Георгий Бестаев), вокала (Каролина Каграманова), грима (Светлана Беляева).
Отдельного внимания заслуживает реабилитационная практика для ребят с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов. Об этом рассказала заместитель председателя СТД РСО–А, один из идейных вдохновителей фестиваля и его организаторов Фатима Пагиева.
Для проведения мастер-классов в Осетию были приглашены уникальные специалисты, в числе которых – Варвара Коровина, педагог, продюсер, куратор, директор Ассоциации деятелей инклюзивного искусства АСДИИСК; Инесса Клюкина – руководитель Творческой инклюзивной студии «Э-моция» и Наиля Суркина – режиссер творческой инклюзивной студии «Э-моция» из Казани; Владимир Рудак – кино- и театральный актер и композитор, поучаствовавший в проекте онлайн.
Важные мысли были озвучены участниками «круглого стола» на тему: «Театр как реабилитационная практика: перспективы развития в РСО–А». Отмечалось, что в последние годы все чаще проводятся разнообразные инклюзивные конкурсы и фестивали. Нередко создание и функционирование инклюзивных театров в нашей республике является результатом инициативы и проектной деятельности НКО. Так, в контексте реализации процесса социальной интеграции инвалидов инклюзивное сценическое искусство становится не просто инструментом реабилитации, но и имеет право на самостоятельное направление искусства – инклюзивное. Что из этого получается? Результат очевиден.
Финальным аккордом форума «Открытие» стала премьера спектакля по пьесе Д. Урбана «Все мыши любят сыр» (режиссер – Виктория Бокоева) на сцене Академического русского театра им. Вахтангова.
Перед показом Фатима Пагиева сказала: «В нашей республике впервые проходило серьезное мероприятие – Школа инклюзивных театров, и мы благодарим Фонд президентских грантов, министерство труда и социального развития нашей республики за то, что нам удалось осуществить такое серьезное мероприятие. Но идейным вдохновителем и основным бенефициаром у нас является автономная некоммерческая организация «Арктур», руководитель – Наталья Провоторова«.
В свою очередь Провоторова, дочь которой Настя, кстати, играла в спектакле, не скрывая волнения, благодарила зрителей: «Для нас неожиданно видеть такой аншлаг. От этого чувство ответственности еще выше. Мы очень старались, очень долго трудились. Коллектив, который сейчас перед вами предстанет, сложился в рамках работы. Труппа собиралась из артистов инклюзивных театров: «Босые души», «Вдохновение», «Радуга», «Реплика», Центра дистанционного обучения г. Беслана. Кроме того, участие в этом жизнеутверждающем спектакле приняли студенты Республиканского колледжа культуры. Это был удачный синтез, где здоровые ребята и артисты с ОВЗ смотрелись очень гармонично друг с другом. Огромное всем спасибо за поддержку!»
Спектакль прошел с аншлагом, зрители восторженно наблюдали за происходящим на сцене, они радостно смеялись или плакали, сопереживая героям. А эти ребята действительно герои, потому что смогли преодолеть себя, свои страхи и выйти с открытыми сердцами к зрителю, который порой, бывает ой, как строг.