Экспертами Общественной палаты РСО-А в формате общественной экспертизы рассмотрен законопроект «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Из пояснительной записки следует, что Минфин Российской Федерации сходит из благоприятных макроэкономических условий: планируется рост мировой экономики, стабильный спрос на традиционные товары российского экспорта по достаточно высоким ценам. В то же время сохраняются риски в развитии мировой экономики, набирают обороты экономическая, финансовая фрагментация, структурный дисбаланс и санкции.
Понятно намерение Минфина, исходя из принципов ответственности защитить экономику и финансы от внешних рисков, обеспечив при этом достижение всех наших целей. И для этого необходим устойчивый бюджет, концентрация финансов на приоритеты государства, а также инструмент — бюджетное правило, которое определяет предельный безопасный уровень расходов. Важно найти баланс, чтобы соблюдались интересы федерального бюджета, и регионы старались наращивать свои доходы.
В следующем году расходы федерального бюджета вырастут в номинальном и в реальном выражении. Наибольший рост намечается по оборонному и социальному направлениям. Правительство РФ рассчитывает и на сопоставимый рост доходов. В итоге дефицит федерального бюджета сократится с 3 трлн рублей, прогнозируемых на этот год, до 1,6 трлн рублей в 2024-м (около 1% ВВП).
Макроэкономические предпосылки, на которых основывался новый бюджет, по мнению экспертов Общественной палаты РСО-А достаточно убедительны. На 2024 и 2025 годы прогнозируется рост ВВП на 2,3% (в 2023-м ожидается +2,8%), а к 2026 году рост сократится до 2,2%. Экспортная цена на российскую нефть должна вырасти с 63,4 доллара за баррель в этом году до 71,3 доллара за баррель в следующем. Инвестиции должны увеличиться на 7,7%, прибыль организаций — на 9,2%, фонд заработной платы — на 11%. Инфляция сократится с прогнозируемых на этот год 7,5% до 4,5% в следующем. Курс доллара к рублю вырастет с 85,2 до 90,1.
В соответствии с «Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», акцент бюджетной политики правительства смещается с антикризисной повестки к национальным целям развития. В их числе социальная поддержка нуждающихся граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов и технологическое развитие (вместе с поддержкой инфраструктуры).
В расходной части бюджета мы видим реализацию этих приоритетов. В 2024 году расходы федерального бюджета запланированы в объеме 36,66 трлн рублей, что в номинальном выражении на 15,7% больше текущей оценки расходов за 2023 год. Более того, прирост по сравнению с планами на 2024 год, обозначенными в законе о бюджете на 2023-й, составляет 24,6%. Прирост в реальном выражении составит 10,8%. Лидирующее направление по расходам очевидно: на национальную оборону будет выделено 10,8 трлн рублей, 29,4% от общего объема расходов бюджета, или 6% ВВП. Экономика периода СВО этого требует. Прирост расходов на национальную оборону по сравнению с прошлым годом
составит 68,2%.
Следующая статья расходов— социальная политика. В 2024 году на нее планируют потратить 7,7 трлн рублей, или 21,1% от общего объема. Прирост по сравнению с 2022 годом составляет 19,1% по номиналу и 14% в реальном выражении. Рост социальных расходов произойдет из-за выплат пенсий военным и приравненных к ним лицам, социальной поддержки граждан, потерявших жилье, военной ипотеки, а также выплат семьям с детьми. Даже рост социальных расходов во многом связан с СВО — с улучшением ситуации для военных и с заботой о жителях новых территорий.
Основной упор, как видно из структуры расходной части бюджета, делается на обеспечение нашей победы, Вооруженные силы, все необходимое для фронта. Второй приоритет — выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, которые на себя взяло государство. Проект бюджета предусматривает индексацию пенсий в соответствии с уровнем инфляции — на 7,5%. Средний размер такой пенсии составит 23 244 рубля. Третье —надо создавать собственные компетенции в производстве и повышать мощности российских предприятий в таких областях, как станкостроение, авиапром и беспилотные системы, новые средства электронной коммуникации.
Рост военных расходов может оказывать положительное влияние на экономику за счет мультипликативного эффекта. Ведь военная промышленность не использует иностранные компоненты, устойчивость российской экономики за счет роста производства в ОПК очевидна.
Эксперты Общественной палаты РСО-А выделили следующие крупные статьи расходов: обслуживание государственного и
муниципального долга (6,2% расходов) как следствие активных расходов бюджета, финансируемых за счет госдолга, да еще в период высоких ставок. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (9,2% расходов), Национальная экономика (10,6% от расходов, снижение на 5,7%).
Среди меньших по объему статьей расходов охрана окружающей среды (1,3% расходов, рост на 37,5%). Радует, что для поддержания инноваций новый бюджет выделяет в 2024‒2026 годах 100 млрд рублей на создание университетских кампусов мирового уровня и большие суммы на активность в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
Что касается доходов бюджета, то в 2024 году они запланированы в объеме 35 трлн рублей, что в номинальном выражении на 22,3% больше текущей оценки доходов за 2023 год. Прирост по сравнению с планами на 2024 год, обозначенными в законе о бюджете на 2023-й, составляет 28,7%.
Пополнять бюджет будет в меньшей степени нефтегазовый сектор, в большей — весь остальной бизнес, в том числе несырьевой. Так, нефтегазовые доходы запланированы в объеме 11,5 трлн рублей, что составляет 32,8% от общих (30,9% в 2023 году). Как видим, доля нефтегазовых доходов выросла, но остается на низком для России уровне. Прирост в номинальном выражении составит 29,8%, в реальном — 24,2%. В пояснительной записке к проекту бюджета этот рост объясняют изменениями налогового законодательства, связанными со сменой методики определения котировок российской нефти, а также с динамикой валютного курса. Зато ненефтегазовые доходы должны составить 23,6 трлн рублей, или 67,2% от общих (69,1% в 2023 году). Основным источником этих доходов бюджета останется НДС — он приносит более половины всех ненефтегазовых доходов.
Предполагаемый рост поступлений внутреннего НДС в пояснительной записке объясняется увеличением номинального ВВП и улучшением собираемости налога за счет повышения эффективности налогового администрирования. Рост НДС на ввозимые товары должен произойти за счет увеличения импорта в стоимостном выражении, изменения его структуры и из-за снижения курса рубля к доллару.
Однако, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для граждан, считают эксперты Общественной палаты РСО-А. Можно предположить, что доходы вырастут за счет заложенных в макропрогноз высоких сырьевых цен (прежде всего на нефть) при стабилизации курса рубля на уровне 90‒92 рубля, а также за счет введения пошлин на многие экспортные товары. Главное -реалистичность плана по доходам будет зависеть от качества принимаемых управленческих решений, а также от взаимного доверия в ключевом взаимодействии «государство — бизнес — гражданское общество». Впрочем, качество принимаемых решений растет: за последние годы жизни в условиях жестких санкций мы многому научились.
Отмечено также, что несмотря на серьезные расходы и дефицит, федеральный бюджет не испытывает проблем с пополнением. Ситуация позволяет работать бюджетному правилу, а казначейству — располагать серьезными остатками. Санкции усложнили работу бюджетного правила. Тем не менее оно работает, а ФНБ пополняется валютой. По данным Минфина, в сентябре объем покупки иностранной валюты и золота за счет дополнительных нефтегазовых доходов составил 276,2 млрд рублей, а в планах на октябрь — покупки на 398,7 млрд рублей. Однако государственные структуры и крупнейшие банки России находятся под жесткими санкциями, так что фактически бюджетное правило теперь работает только через юани.
Финансисты отмечают, что золото недостаточно ликвидный актив при больших объемах биржевых операций. Остаются валюты иных нейтральных для РФ стран, с которыми есть торговые операции в данных валютах. Главное — -предстоит решить важную задачу по обеспечению перехода к экономике высоких зарплат.
В числе предложений Общественной палаты РСО-А — обеспечивать переданные с федерального на региональный уровень полномочия соответствующим финансированием, просчитывать финансовые последствия для региональных бюджетов, у которых появляются непредвиденные дополнительные расходы, давать бонусы, дополнительные трансферты тем регионам, которые наращивает налоговые доходы и в региональный, и в федеральный бюджеты.
Эксперты Общественной палаты РСО-А поддержали представленный законопроект «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Соответствующее заключение с предложениями направлено в Аппарат Общественной палаты РФ.