Общественная экспертиза

94

В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Эксперты Общественной палаты отмечают, что проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее – законопроект) разработан в рамках исполнения абзаца 2 подпункта «и» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. № Пр-38ГС и пункта 11 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 января 2019 г. № ТГ-П44-349 в части предоставления имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Законопроектом вносятся изменения в статью 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающие предоставление СОНКО преимущественного права заключать договоры аренды по льготным ставкам арендной платы в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в перечни, предусмотренные пунктом 7 указанной статьи, при условии непрерывного пользования на правах аренды СОНКО этим имуществом.

Действительно, практика показывает, что некоммерческие организации часто арендуют одно помещение государственной или муниципальной собственности в течение нескольких лет, несут затраты по его содержанию, проводят ремонт на свои средства.

Приведенная в пояснительной записке аналитика, которая была представлена 76 субъектами Российской Федерации, свидетельствует о том, что 1480 СОНКО пользуются на правах аренды государственным или муниципальным недвижимым имуществом на протяжении не менее 8 лет, что составляет менее 2 % от общего числа зарегистрированных СОНКО. При этом за семь лет — с 2015 по 2021 годы- СОНКО отремонтировали за свой счет 648 из 2033 помещений, требующих ремонта, то есть треть арендуемых ими помещений.

Предлагаемая законопроектом мера направлена на обеспечение поддержки СОНКО, учитывая, что они несут указанные затраты по содержанию помещений и их ремонту. При этом эксперты отмечают, что в законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля , привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Важно, что принятие законопроекта, авторами которого является Министерство экономического развития Российской Федерации, не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Вносятся изменения в пункт 9 статьи 31.1 ФЗ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Отмечено в проекте закона следующее: «По истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, включенного в перечни, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, СОНКО, надлежащим образом исполняющие свои обязанности по договору аренды, в целях осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, имеют преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок с арендодателем, в том числе по льготным ставкам арендной платы в соответствии с частями 9-11 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Размеры льготных ставок арендной платы устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Эксперты Общественной палаты Северной Осетии поддерживают представленный законопроект, поскольку предлагаемая мера направлена на обеспечение имущественной и финансовой поддержки СОНКО.