Наполнение смыслами

208

После завершения реставрации Международного культурно-патриотического Центра «Беслан. Школа №1» в Северной Осетии началось обсуждение концепции и будущего музейного пространства.

Рабочая группа, состоящая из федеральных экспертов и специалистов разных сфер деятельности, активно обсуждает возможные варианты разработки концепции. В дискуссиях участвуют директор Центрального музея Великой Отечественной войны Александр Школьник, а также его коллеги Денис Милюков и Елена Воскресенская, заместитель Председателя Правительства Лариса Туганова, министр культуры РСО-Алания Эдуард Галазов, заместитель министра культуры Залина Кусаева, председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам образования и науки, культурного и духовного наследия, межнациональным и межрелигиозным отношениям  Руслан Бзаров, представители комитета «Матери Беслана» и АМС Правобережного района.

Александр Школьник предложил свою концепцию и обратился к участникам рабочей группы с просьбой высказать свое мнение. Комитет «Матери Беслана» также представил свою концепцию. Все идеи и видения активно обсуждаются и будут учтены при формировании окончательного проекта.

Целью создания музейного пространства в Центре «Беслан. Школа №1» является сохранение памяти о трагических событиях, произошедших в Беслане в 2004 году. Важной миссией Центра является возможность извлечь уроки из этой трагедии и внести свой вклад в обеспечение мира и безопасности в нашей стране.

Министр культуры республики Эдуард Галазов предложил включить в музейный фонд истории жизнеутверждающего характера – рассказы о детях, которые пострадали во время теракта, но благодаря своему упорству и силе духа достигли значительных успехов в науке, образовании, творчестве.

Заместитель министра культуры РСО-Алания Залина Кусаева предложила включить этнический компонент в концепцию Международного культурно-патриотического Центра «Беслан. Школа №1». По ее словам, это позволит подчеркнуть значимость и роль осетинской ментальности в событиях, связанных с Бесланской трагедией. Проявляемый героизм и самопожертвование, которые демонстрировали дети во время трагедии, на генетическом уровне отражали особый дух и взаимоподдержку.

Важным элементом концепции может стать символика воды. Она является символом жизни, чистоты и обновления. Вода может служить напоминанием о драматизме событий и вместе с тем о преображении и надежде на мирное будущее.

Обсуждалось название музейного комплекса. По мнению участников дискуссии, оно должно быть неформальным и передавать идею памяти, а также мира и созидания. Это поможет привлечь внимание посетителей из разных уголков мира и трансформировать важное послание о надежде и предотвращении подобных трагедий в будущем.

Председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам образования и науки, культурного и духовного наследия, межнациональным и межрелигиозным отношениям, профессор  Руслан Бзаров предложил включить «Город Ангелов», спортивный зал, музеи и другие объекты в единое формирование центра. Такой подход позволит создать комплекс, имеющий единую концепцию и позволяющий полноценно представить историю произошедшего и значимость событий, связанных с Бесланской трагедией. Это позволит создать сильную и законченную экспозицию, которая охватывала бы разные аспекты истории Бесланской трагедии. Экспонаты из всех музеев могут быть собраны в одном месте, чтобы предоставить посетителям наиболее полное представление о событиях и последствиях трагедии. Примером послужили часы, сделанные студентами Колумбийского университета и переданные дипломатом, вторым секретарем посольства РФ в Колумбии Азаматом Кусаевым Республике Северная Осетия–Алания.

Реставрация Центра «Беслан. Школа №1», а также создание музейных фондов – это малая дань памяти мученически погибшим в этой одной из самых страшных трагедий в истории человечества, подтверждение важности и необходимости сохранения памяти о тех страшных событиях во имя мира, гуманизма, добра.

Процесс формирования концепции создания музейного пространства продолжается. Дальнейшие обсуждения позволят рассмотреть и другие идеи, связанные с реализацией проекта.