В Общественной палате РСО-Алания проведена экспертиза проекта Федерального закона № 224689-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части упрощения порядка содержания объектов культурного наследия).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он «направлен на упрощение порядка проведения работ по содержанию объектов культурного наследия в части, не относящейся к их предмету охраны». Механизм предлагаемого «упрощения» весьма несложен – выделить «работы, связанные с содержанием объекта культурного наследия», освободив их от необходимости разработки научно-проектной документации, ее государственной историко-культурной экспертизы, согласования такой документации органом охраны объектов культурного наследия и выдачу указанным органом власти разрешения на проведение работ.
По утверждению авторов законопроекта, упрощение «позволит владельцам памятников истории и культуры существенно сократить финансовые и временные затраты на проведение таких работ и будет способствовать заинтересованности правообладателей объектов культурного наследия поддерживать принадлежащие им памятники истории и культуры в надлежащем техническом состоянии». Предусмотрена и возможность проведения таких работ организациями, не имеющими лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия, поскольку «работы по содержанию объектов культурного наследия проводятся только на тех элементах объекта культурного наследия, которые не относятся к его предмету охраны».
«Хочется верить в благие намерения авторов законопроекта. Нет сомнения в том, что застройщики, инвесторы вынужденные проходить затратные процедуры подготовки научного проекта, экспертизы и согласования, облегченно вздохнут. Однако за авторами закона, и теми, кто с нетерпением ждет их принятия, невозможно признать понимания ситуации, сложившейся в области охраны объектов культурного наследия на местах. Значительная часть включенных в государственный реестр и практически все выявленные памятники плохо изучены с архитектурной точки зрения и не имеют профессионально разработанных предметов охраны. На рубеже тысячелетий они списком зачислены в соответствующие разряды наследия. При ограниченном финансировании наиболее эффективным способом преодоления такого положения является существующая сегодня (и избегавшая упрощения) система «проект – экспертиза – согласование – надзор»», — отметил председатель комиссии Общественной палаты РСО-А по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений Руслан Бзаров.
По мнению экспертов Общественной палаты РСО-А, в случае принятия рассматриваемого законопроекта разработка актуального предмета охраны окажется в прямой зависимости от интересов заказчика. Освобождение от согласования проектов и работ в границах исторических поселений приведет к бесконтрольной застройке и постепенной утрате охраняемой сегодня градостроительной среды. Исключение из зоны экспертизы и согласования строительных работ на земельных участках, смежных с территориями памятников, существенно повысит риск причинения вреда объектам культурного наследия. При этом затраты застройщика, свободного от экспертизы, могут возрасти в случае, если органы охраны установят нарушения в процессе проведения не нуждающихся в их согласовании работ.
Эксперты Общественной палаты РСО-А, члены Комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РСО-Алания считают, что предлагаемые изменения приведут к повышению опасности повреждения и утраты объектов культурного наследия, а также к деградации системы их государственной охраны.
Соответствующее заключение направлено в Общественную палату РФ.