Общественная эксперитиза

119

В Общественной палате РСО-Алания проведена экспертиза проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с поручением Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 Правительство РФ утвердило план развития волонтерского движения в Российской Федерации (5 июля 2017 г. № 4723п-П44). Далее распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и разработан план ее реализации.

Эти документы направлены на развитие механизмов поддержки волонтерских проектов, реализуемых в интересах граждан старшего возраста, в том числе с использованием механизмов выдачи субсидий и грантов и содействие участию добровольцев в развитии городской среды.

Кроме того, предусмотрено, что самоорганизация добровольчества по месту жительства является действенным ресурсом развития территориального общественного самоуправления, это вопросы благоустройства территории, организации досуга детей, помощь пожилым.

Представленный проект федерального закона «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предполагает предоставить налоговые преференции физическим лицам, которые принимают участие в конкурсных процедурах на получение грантов в денежной или натуральной форме, а также в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Гранты, получаемые физическими лицами обычно направлены на развитие общественных инициатив. Перечень таких мероприятий должен быть согласован высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа местного самоуправления.

В настоящее время не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в перечни организаций, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 602 и от 28 июня 2008 г. № 485, и доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий, оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи) и предоставления помещения во временное пользование налогоплательщикам, призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.

Эксперты Общественной палаты РСО-Алания считают целесообразным дополнить статью 217 Кодекса пунктом 6.4 и установить подобную преференцию при предоставлении грантов из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета. Гранты физическим лицам предоставляются, как правило, в сфере поддержки образования, науки, культуры, развития гражданского общества, общественно важных направлений. Предоставление возможности не платить налоги с таких грантов позволит направить больший объем средств на реализацию мероприятий по указанным направлениям.

Это значимая мера поддержки волонтерских проектов, реализуемых в интересах граждан, поэтому эксперты Общественной палаты РСО-Алания поддерживают принятие законопроекта в предложенной редакции.