Президент России Владимир Путин провел встречу с выпускниками так называемой школы губернаторов — Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.
Глава государства отметил, что готовность служить народу и Родине, личные данные, способности и потенциал выпускников важнее бывших заслуг при назначении на должности.
«Здесь прежде всего важно не какое-то «телефонное право» или даже бывшие заслуги, а личные данные, способности и потенциал, творческой потенциал, готовность служить. Служить в самом хорошем смысле этого слова: служить народу, свой стране и Родине», — сказал он.
Путин указал, что с 2017 года 50 участников школы губернаторов стали главами регионов, 5 человек были назначены федеральными министрами, 20 человек заместителями федеральных министров, в том числе 7 — первыми заместителями. Он подчеркнул, что выпускники школы успешно трудятся в обеих палатах парламента, администрации президента, аппарате правительства Российской Федерации, в качестве глав крупных городов.
Какие дисциплины и предметы необходимо изучать для эффективного решения задач государственного управления? Что такое государственное мышление и присуще ли оно современным управленцам? Что ни в коем случае не должен делать государственный управленец? Какие внутренние и законодательные запреты должны ограничивать свободу поведения чиновника в частной жизни? Мнение экспертов Общественной палаты РСО-А.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Деятельность школы управленцев успешно зарекомендовала себя в процессе подготовки современных управленческих кадров.
С 2017 года 50 участников школы губернаторов пополнили руководящий корпус страны — стали главами регионов, федеральными министрами и заместителями федеральных министров, успешно трудятся в обеих палатах парламента, администрации президента, аппарате правительства Российской Федерации, возглавляют администрации местного самоуправления крупных городов.
Соглашусь с тем, что современным управленцам необходимы такие качества как искреннее желание служить народу и Родине, наличие способностей, высокая компетентность, творческое мышление. Для эффективного решения задач государственного управления надо обладать фундаментальными знаниями, умением стратегически мыслить, объективностью, государственным мышлением. Важно умение вырабатывать стратегию действий, видеть горизонты планирования, просчитывать возможные риски. Отметила бы умение выстраивать партнерские отношения, быть строгим, но объективным руководителем, умеющим конструктивно и непредвзято выстраивать отношения и с коллегами, и с представителями гражданского общества.
Государственное мышление можно определить кратко – «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Что не должен делать государственный управленец? Ставить превыше всего собственные интересы, быть высокомерным и алчным. Это, на мой взгляд, самые неприемлемые качества для любого человека, а уж если они у чиновника на государственной службе превалируют, это беда. Компрометация многих порядочных управленцев.
Учить молодых специалистов науке управления надо системно и глубоко , и преподавательскому составу Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС это удается.»
Алета Цориева, член Общественной палаты РСО-А: «Трудно не согласиться с оценкой Президента РФ Владимира Путина, характеризующей качества, которыми должны обладать не только выпускники Высшей школы государственного управления РАНХи ГС, но и все служащие на государственных и муниципальных должностях. Стоит только добавить, что знания в совокупности с творческим потенциалом и готовностью служить своему народу не всегда достаточны для эффективного государственного управления. Нужны еще практический опыт управленческой деятельности, наличие стратегического мышления и навыки выбора оптимальных решений в сложных кризисных ситуациях, то есть навыки антикризисного управления. Нужно последовательно менять приоритеты и воспитать в России новое поколение управленцев, идущих «во власть» не для личного обогащения и карьерного роста любой ценой, а понимающих историческую миссию нашего государства и способных реализовать её в мировом масштабе.
Временщики, рассматривающие власть как источник преступных доходов или как прикрытие для сохранения этих доходов, на такое видение роли России просто не способны; они могут только брать и делить. Созидание будущего процветающей страны для всеобщего блага — не для них. И отсюда должен следовать логический вывод…»
Марат Басиев, доцент кафедры государственного права СОГУ, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии региона; член регионального совета РО ООО «Ассоциация юристов России»: «В современных условиях личность управленца приобретает новое звучание — на передний план выходят требования, касающиеся профессиональных знаний и навыков, а также владения гибкими компетенциями. Принцип меритократии в 21 веке становится преобладающим, позволяя государству оставаться конкурентоспособным на мировой арене.
Сфера управления — это отдельная специальность, которой необходимо учиться, оттачивая теорию на практике. В данном контексте школа губернаторов зарекомендовала себя как современная площадка рекрутирования во власть нового поколения управленцев во всех отраслях публичной власти. В частности, так называемые губернаторы «новой волны», выпускники Школы, являются одними из самых эффективных региональных менеджеров. На этом фоне нагляднее становится понимание необходимости внедрения такого подхода повсеместно.
Следует согласиться с тем, что современные управленцы должны обладать как деловыми качествами, так и общей мотивацией общественного служения и патриотизма.
Что касается дисциплин, которые необходимо изучать управленцам для эффективного решения государственных задач, то это, в частности, современные экономические теории, теории управления, методики решения проблем, развитие «гибких компетенций» и т.д.
Государственное мышление — это системное понимание проблем общества и государства и способность выстраивать стратегию их решения с подключением команды для последующей реализации. Отрадно отметить, что очень много управленцев на разных уровнях власти обладают таким качеством.
Государственный управленец должен быть безупречен с моральной стороны и являться ролевой моделью для подражания, открытой для общества».