Экспертное заключение — «не поддерживаем»

130

В Общественной палате Северной Осетии проведена общественная экспертиза проекта федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Проектом закона предлагается расширить перечень категорий несовершеннолетних, которые могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – центры временного содержания ОВД, центры) на срок не более 48 часов. При этом не указан минимальный возраст несовершеннолетних, которые могут быть помещены в указанные центры по предлагаемым основаниям.

Далее, предлагаемый новый подпункт 7 п. 2 ст. 22 и изменение в абзац первый п. 4 этой же статьи Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон) предусматривают возможность помещения в центры временного содержания ОВД несовершеннолетних, совершивших неоднократно (два и более раз) в течение года самовольные уходы из семьи, из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также «иных организаций, являющихся субъектами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их неблагополучия, а также профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних».

Однако законопроект не раскрывает, перечень «иных» организаций, в которые могут быть помещены несовершеннолетние, и которые они могут самовольно покинуть. Таким образом, детей, которые дважды и более в год убегали из семьи и указанных организаций, предлагается помещать в центры временного содержания ОВД вместо немедленного их возвращения в семью и соответствующие организации. На наш взгляд, это нарушает преимущественное право родителей на воспитание своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Согласно подпунктам 4 и 5 п. 2 ст. 13 Федерального закона несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семьи, из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также не имеющих место жительства или пребывания, средств к существованию), круглосуточно принимаются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на период, необходимый для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Исчерпывающий перечень
таких специализированных учреждений определен п 1 ст. 13 Федерального закона, при этом центры временного содержания ОВД к ним не относятся.

Необходимость разместить несовершеннолетних в этих центрах на 48 часов вместо размещения в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на период, необходимый для оказания им социальной помощи и социальной реабилитации, указанных в п. 1 ст. 13 Федерального закона ,отсутствует. Полагаем маловероятным, что за 48 часов содержания в центрах они получат необходимую социальную помощь и реабилитацию.

Предлагаемый новый подпункт 8 п. 2 ст. 22 и изменение в абзац первый п. 4 этой же статьи Федерального закона предусматривают помещение несовершеннолетних, совершивших неоднократно (два и более раза) «в течение одного года правонарушения, влекущие
административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, связанные с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо в области охраны собственности» в центры временного содержания ОВД.

Подпункты 5 и 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона, в которые законопроектом изменения не предлагаются, предусматривает помещение несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в центры временного содержания ОВД только в следующих случаях:
— если их личность не установлена;
— если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где они совершили правонарушение;
— если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3-х часов.

Таким образом, законопроектом предлагается помещение несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к административной ответственности, совершивших определенные законопроектом административные правонарушения, в центры временного содержания ОВД в отличие от несовершеннолетних, совершивших такие же правонарушения, но достигших возраста административной ответственности, которые могут быть помещены в такие центры только в указанных выше случаях, установленных подпунктом 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона.

Принятие предлагаемой нормы приведет к коллизии с положениями подпункта 5 п. 2 ст. 22 Федерального закона, предусматривающего исчерпывающий перечень случаев помещения в центры временного содержания ОВД несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к административной ответственности, при совершении ими административных правонарушений.

В связи с изложенным Общественная палата Республики Северная Осетия-Алания не поддерживает представленный законопроект.