О том, как вернуть людей, освободившихся из мест лишения свободы, в социум, рассказали эксперты на форуме «Сообщество». В работе секции в онлайн-формате принял участие председатель Общественной наблюдательной комиссии РСО-А Валерий Гецаев.
Участники секции «Федеральный закон “О пробации в Российской Федерации”. Мониторинг ситуации в регионах» на площадке форума ОП РФ «Сообщество» в Воронеже рассмотрели нормы закона и лучшие региональные практики его реализации.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов, модерировавший секцию, напомнил собравшимся, что подписанный Президентом России Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» предусматривает введение в правовую систему страны института пробации как совокупности мер, применяемых в отношении осужденных, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По мнению Александра Воронцова, принятие закона позволит упорядочить процедуру социальной адаптации граждан, возвращающихся из мест содержания под стражей, определить роль в этом процессе институтов федеральной, региональной, муниципальной власти, а также выстроить коммуникации между ними и общественными структурами.
Спикер отметил, что новый закон позволит решить и проблему роста рецидивов в масштабе всей страны.
О разработке механизма взаимодействия НКО и органов власти в рамках закона о пробации на примере Калужской области рассказал эксперт ОП РФ, директор Центра информационной, правовой и социальной и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства агентства интеллектуальных решений «Интеграция», член Общественного совета при Минздраве России клинический психолог Константин Кунц.
Он напомнил, что отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрачивание им социальных ролей и связей.
«Человек становится стигматизирован. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющих трудности бытового устройства, осложняет процесс ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям, — считает эксперт. — В центре системы пробации должна стоять некоммерческая организация, потому что на всех этапах работы нам нужно снять эффект взаимоотношений с чиновниками и создать доверительную среду. То есть консультирование и общение должно проходить в низкопороговом формате “равный — равному”. Человек не должен чувствовать отношения к себе как к человеку более низкого социального слоя».
Подполковник внутренней службы заместитель начальника УФСИН России по Воронежской области, курирующий кадры и воспитательную службу, Роман Горшков рассказал о том, что в регионе совместными с НКО усилиями проводят работу по возвращению осужденных в привычный гражданский мир: действует школа подготовки к освобождению, обучение начинается за полгода до момента выхода осужденного на свободу.
Спикер отметил, что осужденные обращаются к наставникам с разными вопросами, в том числе в сферах трудоустройства, пенсионного обеспечения, жилищных прав, поддержки инвалидов и т. д. Многие имеют проблемы с жильем.
Некоторые регионы уже создали реабилитационные центры, куда мог бы пойти освободившийся человек. Но в Воронежской области такого центра пока нет, говорит спикер.
«Есть конфессиональные центры от РПЦ и других религиозных институтов. Но зачастую многие осужденные являются атеистами, поэтому они не готовы идти в такие центры. Значит, выйдя на свободу, человек оказывается на улице, что может его побудить на совершение новых преступлений», — подчеркнул Роман Горшков.
Он отметил эффективность взаимодействия с местным центром занятости, который трудоустраивает бывших осужденных, а также общественными организациями, заявив, что по наблюдениям за последние годы видна тенденция падения роста повторной преступности.
Александр Воронцов прокомментировал опыт Воронежской области и подчеркнул: «УФСИН дает человеку путевку в жизнь. Он выходит из мест лишения свободы, работодатель его берет на работу, но работодатель не дает жилье. Получается, есть работа, но нет жилья. Поэтому без центров с комфортными условиями проживания мы не обойдемся. Более того, мы должны понимать, что каждый работодатель обеспечит человеку эти нормальные условия».
Константин Кунц в свою очередь пояснил, что речь идет именно о центрах, которые должны быть наполнены особым функционалом, а «не быть местом, где стоит кровать и тумбочка» — там должны работать психологи, медиаторы, решающие конфликтные вопросы, специалисты по профориентации.
По словам члена Общественной палаты Республики Крым, председателя ОНК Республики Крым Андрея Козаря, важным вопросом в процессе пробации является адрес временной регистрации, так как отсутствие штампа о нем в паспорте является правонарушением.
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов рассказал об опыте пробации в Германии, США, отметив, что там полноценной работы не ведется, а если и ведется, то служит прикрытием для эксплуатации труда заключенных в рамках большого бизнеса.
Он выделил три идеологии, которые реализуются на государственном уровне в разных странах мира: «общество отдельно, люди, сидящие в тюрьме, — отдельно», «эксплуатация рабов путем судебных решений», «быть полноценным членом общества».
Александр Холодов назвал Россию первопроходцем в пробации, подчеркнув, что третья из перечисленных им идеологий реализуется как раз на территории нашей страны, а зарубежный опыт для нее не подходит.
Завершая мероприятие, Александр Воронцов призвал тех, кому небезразлична данная проблема, делиться своими наработками и идеями по развитию института пробации.
«Люди, помогающие освобожденным начать новую жизнь, имеют какое-то внутреннее вдохновение и стержень», — подытожил он.
В работе секции приняли участие представители региональных общественных палат, ОНК, УФСИН, НКО и других организаций.