Наставничество  сегодня: вместе к успеху

429

«Наставничество как элемент государственной политики в сфере подготовки кадров».  Принимая во внимание высокую общественную значимость объявленного в России Года педагога и наставника, а также в соответствии с региональным планом Общественная палата Северной Осетии организовала круглый  стол на такую тему.

К участию в дискуссии были приглашены руководители министерства образования и науки РСО-А, Комитета  по занятости населения РСО-А, СОРИПКРО, педагогического сообщества, члены профильных комиссий Общественной палаты РСО-А.  

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование».  До конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Потребность возрождения института наставничества породила и ряд общественных инициатив. Наставничество имеет особое значение и приобретает новые формы  в некоммерческом секторе. Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики.

«Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации, идут сложные турбулентные процессы. В этих условиях как никогда необходимы спокойное и грамотное осмысление происходящих процессов, умение опереться на знание истории, наши духовно-нравственные ценности и национально-культурные традиции, умение осознанно противостоять попыткам исказить историю в ущерб интересам России, не  позволить манипулировать сознанием молодых неокрепших умов. И здесь на первый план выходит Учитель, Наставник, человек, которому верят, которого уважают», — отметила, предваряя дискуссию председатель Общественной  палаты РСО-А Нина Чиплакова. «На Руси к труду учителей, их тогда называли, мастера грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания.   Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность — вот цель объявленного президентом Года педагога и наставника в 2023 году».

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.

Как рассказала ректор СОРИПКРО Людмила Исакова, еще в 2019 году для в Северной Осетии был  запущен проект «Наставничество как инструмент профессионального роста молодого педагога». В 2022 году по результатам конкурсных испытаний 32 учителя получили звание «учитель-наставник». Все они погрузились в методики работы авторитетных российских педагогов. По инициативе Главы РСО-А Сергея Меняйло, который не только видный государственный деятель нашей страны, но и сын учителя, наставникам определено  денежное поощрение.  

По мнению педагогов, участвовавших в дискуссии, наставник — понятие более широкое, чем педагог — каждый учитель наставник априори. Он занимается не только передачей знаний, но и собственного мировоззрения, нравственного опыта. И здесь необходимо одно базовое условие — сотрудничество. Дети — не как потребители, а как соорганизаторы и соавторы. Воспитывает созидательная деятельность, в которой дети сами принимают участие.

По мнению председателя профильной комиссии Общественной палаты РСО-А, доктора исторических наук Руслана Бзарова, обращение государства к институту наставничества – это еще одна форма общественной мобилизации.

«Это – призыв ко всем, кто в состоянии передать свои знания и практический опыт новым поколениям. Работа в школе – едва ли не самая тяжелая, рутинная. Но только учитель, по моему убеждению, может уберечь наше общество от множества угроз, существующих в современном мире. Сегодня это делать особенно трудно, заметная часть родителей и сами формировались в «лихие 90-е», то есть были лишены необходимого внимания. Опираясь на традиции педагогики и с помощью передовых технологий, Россия фактически заново формирует суверенную систему образования. Воспитательная составляющая возвращается в образовательные программы, с нового учебного года школы будут работать по единым общеобразовательным программам. В основе наставничества – тоже воспитание положительным примером, а не только профессиональные навыки. Не забудем и о так называемом «реверсивном» наставничестве, при котором молодежь делится своим знанием новейших приемов и технологий со старшим поколением», — подчеркнул Руслан Бзаров.

Особую значимость приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях и организациях реального сектора экономики региона. Как отметила руководитель Комитета по занятости населения РСО-А Альбина Плаева, любой выпускник вуза нуждается в «профессиональной обкатке». И  такая возможность есть.

За счет государственных средств, а это почти 9 миллионов рублей,  региональной службой занятости на стажировку по полученной профессии направлены более 150 выпускников образовательных учреждений республики: экономисты, бухгалтеры, юристы, менеджеры, врачи, инженеры, закройщики, швеи, архитекторы…  Стажировка выгодна и предпринимателю – труд работника оплачивает государство, а работодатель в течение трех месяцев  может решить  подходит ему  работник или нет.

Очень важны профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках не только отдельного предприятия или образовательной организации, но и их совместной деятельности в контексте повышения конкурентоспособности выпускников – будущих специалистов.

Но, к сожалению, большинство работодателей отмечают снижение качества подготовки выпускников образовательных учреждений.  В ходе дискуссии педагоги с многолетним стажем,   и те, к кому их выпускники приходят на работу, единодушны  во мнении. За круглом столом,  выяснилось что один из учителей-наставников  из гимназии «Диалог» Елена Кесаева —  в прошлом классный руководитель члена Общественной палаты РСО-А Петра Акопова. Теперь уже успешный предприниматель, он почти 30 лет  возглавляет предприятие, производящее импортозамещающую продукцию. Но постоянно испытывает проблемы в поиске компетентных молодых сотрудников. Старшие и опытные специалисты предприятия с радостью бы выступили наставниками, однако общий уровень образования  выпускников технических вузов оставляет желать лучшего.

По мнению члена Общественной Палаты РСО-Алания, доктора педагогических наук, профессора Сергея Чеджемова, движение наставничества не должно ограничиваться школами – необходимо вовлекать в эту орбиту и вузы, ведь именно в  них  ведётся подготовка кадров высшей квалификации по различным специальностям и уровням образования.

«Университет — это в первую очередь сообщество профессоров, которое поддерживается администраторами. На этом основана сама идея высшей школы. Наша задача — задавать требования и обеспечивать их соблюдение, оставаясь при этом внимательными к потребностям студентов. Другая важная задача заключается в том, что нам нужно им помогать. На студенческие годы приходится важный период взросления, это формативные годы, которые сложны сами по себе, поскольку задают ориентиры на всю оставшуюся жизнь. И внешняя ситуация усложняется год от года. И в этом  смысле роль наставничества сложно переоценить», — считает Сергей Чеджемов. 

Он также отметил, что необходимо внести определенные коррективы в некоторые требования локальных инструкций о так называемом омоложении педагогических кадров. Наставничество целесообразно сделать обязательным элементом учебно-методической работы любого образовательного учреждения —  это  будет способствовать реализации насущных задач модернизации отечественной системы образования.

По мнению участников дискуссии, общественным институтам — давним и надежным партнерам образовательных учреждений — тоже  предстоит включиться в эту работу: сделать ее разнообразной и полезной как для педагогов, так и для всего гражданского общества.

Эстафету научного осмысления заявленных на площадке Общественной палаты РСО-А выше проблем продолжит научно-практическая конференция, которая состоится 19 мая 2023 года в СОГУ с целью определения подходов к формированию  региональных векторов развития системы непрерывного педагогического образования и кадрового потенциала для реализации стратегических национальных приоритетов.