Общественное наблюдение за выборами: важный рубеж

911

Общественный контроль охватил все уровни выборов и все формы голосования. Таков главный итог развития общественного наблюдения по прошествии пяти лет.  

Ключевым вехам становления института и предложениям по его совершенствованию посвящен новый доклад ассоциации «НОМ» «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития». Электоральные эксперты Северной Осетии, члены общественного штаба по контролю за выборами обсудили доклад на площадке Общественной палаты республики. 

Представляя документ участникам дискуссии, председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова, отметила, что система общественного наблюдения и контроля за избирательным процессом в России опирается как на национальный опыт организации наблюдения, так и на продуктивные мировые практики в данной сфере. При этом  в России создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике и по масштабам деятельности, и по институционально-правовому оформлению. Выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами.

«Институты демократии  развиваются в современной России, эти процессы применимы и к избирательной системе. Выборный процесс всегда сопровождается интересом гражданского общества, его ожиданиями и надеждами. Как обеспечить процесс подготовки выборов того или иного уровня, их легитимность, соблюдение прав избирателя? Это — весьма чувствительная тема и для гражданского общества, и для органов власти. Сформированная за минувшие пятьлет система общественного наблюдения — наиболее действенный способов решения этих проблем. И состоявшиеся за эти годы избирательные кампании это ярко подтвердили. Общественный контроль успешно прошел проверку временем, показав высокую степень эффективности, в том числе в нестандартных и сложных ситуациях — в условиях пандемии и спецоперации», — отметила председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова.

На чистоту выборов и легитимность их итогов во многом повлиял процесс модернизации избирательной системы Российской Федерации. Уровень технологичности электорального процесса достаточно высок, для избирателя привычным стало использование комплекса обработки избирательных бюллетеней, электронные формы голосования, многодневное голосование, возможности центров видеонаблюдения. На базе регионального  Общественного штаба в 2021 году был организован центр общественного наблюдения,  который показал высокую эффективность. В период проведения думских выборов в круглосуточном режиме в ЦОН велась трансляция в онлайн-формате с территориальных и участковых комиссий. Такая работа дает понимание того, что избирательная система открыта, она   доступна для наблюдения и, как следствие, законна.

«Предстоящие в 2023 местные выборы, президентские выборы в 2024-м году должны пройти в соответствии с конституционными нормами и принципами. Это — наша внутренняя задача. Ожидать позитива от зарубежных «партнеров» не приходится. Основным их инструментом выступят социальные сети, в которых будут происходить идеологические интервенции, направленные на весь политический спектр. Как обычно, польются потоки фейков в социальных сетях и в этом одна из видимых опасностей для избирательного процесса. Но за прошедшие годы мы научились методикам распознавания фейковых уловок и продолжим совершенствовать навыки общественных наблюдателей в этом направлении», — отметила Нина Чиплакова.

В России создан надежный законодательный механизм  противодействия внешнему вмешательству в выборы, включая Федеральный Закон №255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Успешный опыт работы по мониторингу социальных сетей и средств массовой информации имеют ЦУРы, избиркомы, правоохранительные органы. Но максимальным ресурсом контроля, бесспорно, обладает институт общественных наблюдателей — представители некоммерческого сектора, волонтерское сообщество, активные граждане, блогеры, отметили эксперты Общественной палаты.

«Наша экспертная оценка ценна как для организаторов избирательного процесса, так и для органов публичной власти и, конечно, для избирателей. Да и армия наблюдателей масштабна. Оглядываясь назад, мы с удовлетворением отмечаем: за пять минувших лет    Общественная палата Северной Осетии подготовила порядка 6 тысяч  наблюдателей.  Удалось не только сформировать единую платформу подготовки и делегирования общественных наблюдателей, но и выстроить систему экспертного и аналитического сопровождения деятельности этого института. В регионе сформирован электоральный экспертный пул, в котором представлены  лидеры общественного мнения, политологи, слово которых весомо и убедительно. Открытость и прозрачность на всех этапах электорального цикла – от выдвижения кандидатов до подсчета итогов голосования — позволят не допустить дискредитации выборов», — подчеркнула Нина Чиплакова. 

Как рассказала председатель регионального Центризбиркома Жанна Моргоева, в Северной Осетии в нынешнем году в Единый день голосования 10 сентября  предстоят 18 избирательных кампаний  по выборам в органы местного самоуправления в пять муниципальных образований. Прямыми выборами будут избраны главы восьми сельских поселений, замещению подлежат 116 депутатских мандатов. Самая крупная избирательная кампания – выборы Собрания представителей Ирафского района.

«Идет формирование новых участковых избирательных комиссий – их будет 332. Это — работа с большим объемом документов во взаимодействии с политическими партиями. Другая задача– формирование избирательных округов города Владикавказа, всего их 16. Мы проводим эту работу раз в десять лет. Город развивается, появляются новые микрорайоны, это требует уточнения границ избирательных округов. Для нас важно создать условия для удобного голосования каждого из избирателей», — подчеркнула Жанна Моргоева.

В 2023 году предстоят серьезные изменения в части цифровизации тех процессов, которые завязаны на государственной автоматизированной системе «Выборы». Планируется переход на новую цифровую платформу. Удобно, когда можно не выходя из дома уточнить, где находится участок, посмотреть, какая кампания проходила в обозримом прошлом, или следить за тем, какие кандидаты регистрируются в предстоящую кампанию.

«К сожалению, еще находятся те, кто не упускает возможности сказать: «Выборы фальсифицировали». Но мы ломаем этот стереотип. В республике применяются все рекомендуемые избирательные стандарты. Ведется тотальное видеонаблюдение на всех избирательных участках. Предоставляется возможность в течение трех месяцев запросить видеоматериалы, чтобы подтвердить или опровергнуть произошедший эпизод. Но никаких обращений в наш адрес не поступает», — отметила Жанна Моргоева.

Обращаясь к обсуждаемому  докладу НОМ, эксперты Северной Осетии  отметили предложения Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» по расширению возможностей общественных наблюдателей на выборах. В частности, общественных наблюдателей предлагается задействовать на всех этапах избирательной кампании, а не только в дни голосования. Это можно сделать, например, допустив их на заседания избирательных комиссий. Кроме того, предлагается узаконить деятельность состоящих из общественных наблюдателей «мобильных групп», которые в дни голосования перемещаются по избирательным участкам для проверки поступающих сообщений о нарушениях и других проблемах.

На необходимость определения правового статуса  наблюдателей-членов мобильных групп ранее обращала внимание и Общественная палата Северной Осетии.  Кроме того,  отмечалось, что независимые наблюдатели от Общественной палаты в ходе минувших электоральных кампании следовали кодексу этики наблюдателя. Нечто подобное, очевидно, уместно разработать и для представителей политических партий.

Важнейшим направлением работы, по мнению электоральных экспертов Северной Осетии,   является вовлечение молодых граждан в наблюдение за выборами.  Интерес к участию в работе корпуса наблюдателей фактически становится профилактикой вовлечения в протестную деятельность. Благодаря участию в общественном наблюдении молодые люди могут узнать систему изнутри, лично убедиться, что она надежна.  «Школа молодого наблюдателя» — проект, который разрабатывает сейчас Общественная палата республики.

Как известно, по поручению  Президента РФ до 1 июля 2023 года регионы должны представить предложения по совершенствованию механизмов общественного контроля. Все инициативы Общественной палаты Северной Осетии уже «взяты на карандаш» региональным Центризбиркомом.

Между тем,  и у ЦИК есть свой взгляд на потенциал Общественной палаты. В минувших электоральных циклах профессионально отработали эксперты палаты Зураб Майрансаев и Марат Басиев, которые по программе Ассоциации НОМ  провели обучающие семинары для наблюдателей во всех районах республики.

«Общественные наблюдатели за последние годы значительно усилили независимый контроль на выборах, «встряхнули» работу избирательных комиссий, сделали процесс голосования более открытым и прозрачным. Фактически облегчили нам работу, выступив независимыми рефери.  Высокий уровень подготовки наблюдателей — это результат, большой программы обучения, в которую вы вложили свой практический опыт,  результаты сотрудничества с экспертами и институтами гражданского общества по всей стране. Поэтому предлагаем взять на обучение всех общественных наблюдателей, в том числе от политических партий».

Опытом работы с общественными наблюдателями  поделились председатели муниципальных общественных палат Зарема Бургалова и Валерий Агузаров.

О трансформации системы общественного контроля за последние годы рассказал профессор Сергей Чеджемов, член  региональной Общественной палаты, эксперт общественного штаба, выразив пожелание максимально привлекать студенчество и молодежь к участию в общественном наблюдении.

Все участники состоявшейся на площадке Общественной палаты Северной Осетии дискуссии сошлись во мнении о том, что региональные выборы 2023 года де-факто станут репетицией президентской кампании 2024 года. Формально она стартует за 90-100 дней до дня голосования — выборы Президента РФ намечены на 17 марта 2024 года. Таким образом уже сейчас закладываются техническая, цифровая, методологическая, организационная, кадровая базы самой главной выборной кампании.  Повышение доверия избирателей к выборам остается одной из важнейших стратегических задач. 

Состоявшийся на площадке Общественной палаты Северной Осетии круглый столом по обсуждению доклада НОМ дал старт работе регионального Общественного штаба по наблюдению и контролю за выборами, но уже на постоянной основе.  Теперь штаб в прежней структуре, но с обновленным персональным составом (недавно сформирована Общественная палата республики 7 созыва),  с накопленным пятилетним опытом открывает новый этап в укреплении и эффективном использовании  независимого общественного наблюдения как не просто важного, а единственно возможного  механизма, который обеспечивает легитимацию выборов.