Институту общественного наблюдения за выборами в России 5 лет

199

Председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова приняла участие в конференции, приуроченной к пятилетию создания института общественного контроля в России. Организатором мероприятия выступил Координационный совет при ОП РФ по общественному контролю за голосованием.

Участники конференции обозначили главные достижения института с момента его появления, выслушали оценки зарубежных экспертов, наметили задачи для развития на будущее, а также инициировали ряд предложений по совершенствованию законодательства в этой области. 

«За пять лет мы прошли огромный путь. Во всех проектах по наблюдению, контролю за выборами участвовали более миллиона человек — это один из самых крупных проектов российского гражданского общества. В наборе и подготовке наблюдателей сегодня участвуют более двух тысяч общественных организаций и более 400 экспертов ассоциации «НОМ», работая в партнерстве с системой общественных палат», — отметил председатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев.

Главным итогом развития общественного наблюдения по прошествии пяти лет является то, что общественный контроль охватил все уровни выборов и все формы голосования. Ключевым вехам становления института и предложениям по его совершенствованию посвящен новый доклад ассоциации «НОМ», рассказал член СПЧ при Президенте РФ, председатель НОМ Александр Брод

«Общественный контроль за выборами стоит распространить на все стадии избирательного процесса, включая этапы выдвижения и регистрации кандидатов. На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить возможность участия представителей общественных палат в заседаниях избирательных комиссий, — заявил спикер.

Ассоциация НОМ представила доклад об институционализации общественного контроля на выборах. Авторы документа отмечают, что система общественного наблюдения и контроля за избирательным процессом в России опирается как на национальный опыт организации наблюдения, так и на продуктивные мировые практики в данной сфере. Между тем, в докладе подчёркивается, что в России создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению. Как подчёркивается в докладе, в России выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами. Внедрение в российскую электоральную практику дистанционного электронного голосования, наглядным образом демонстрирует адаптивность отечественной избирательной системы к изменениям, ее открытый характер, удобство для всех категорий избирателей, нацеленность на постоянное совершенствование, считают эксперты НОМ.

Общественный наблюдатель сегодня — это ответственная профессия и социальный лифт для россиян, которые участвуют в этой работе из года в год. Такую характеристику института наблюдения отметила член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Координационного совета по общественному контролю за голосованием Алена Булгакова.  

«Высокий уровень подготовки наблюдателей — это результат нашей совместной работы, большой программы обучения, в которую мы вложили практику и многолетний опыт. В обучении наблюдателей мы открыты к сотрудничеству с партиями, экспертами и институтами гражданского общества по всей стране», — заявила Алена Булгакова, добавив, что идея нормативного закрепления возможности участия представителей общественных палат в заседаниях избирательных комиссий — это необходимость, о которой неоднократно высказывались региональные эксперты НОМ. 

Историю рождения общественного наблюдения напомнил ответственный секретарь СПЧ при Президенте РФ Александр Точенов, отметивший, что становление института общественного наблюдения проходило в непростых условиях, но Общественная палата РФ, палаты субъектов РФ и ЦИК России с достоинством с ними справились. 

«Общественные наблюдатели впервые вышли на участки на выборах Президента РФ в 2018 году, в них приняли участие порядка 150 тысяч общественных наблюдателей. Это был исторический момент и большой гражданский порыв, — рассказал Точенов. — Общественное наблюдение изначально появилось как необходимость из-за недоверия избирательной системе, но с тех пор избирательная система сделала громадный шаг вперед — мы отмечали это в докладах СПЧ, и в каждой избирательной кампании мы видим этот рост в регионах, работая в мониторинговой рабочей группе СПЧ. В хваленых демократиях Европы такого уровня системы общественного контроля нет, в ряде государств — в США и Европе — наблюдение в принципе отсутствует», — отметил Александр Точенов.

Участники встречи отметили, что институту общественного наблюдения со стороны россиян есть большое доверие, что подтверждают и данные авторитетных социологических служб. А постоянное взаимодействие ведущих общественных организаций относительно вопроса, как организовывать общественный контроль, делает его еще более эффективным, мотивирует регионы к разработке собственных инициатив. 

«Институты демократии неизменно развиваются в современной России, и особенно явственно мы наблюдаем эти процессы применительно к избирательной системе России в новых реалиях. Выборный процесс всегда сопровождался интересом гражданского общества, его ожиданиями, его надеждами и разочарованиями, высокой конкурентностью и иными разноплановыми эмоциями. Как обеспечить спокойный процесс подготовки выборов того или иного уровня, их легитимность, соблюдение прав избирателя? Это весьма чувствительная тема и для гражданского общества, и для органов власти. Сформированная за минувшие 5 лет система общественного наблюдения — наиболее действенный способов решения этих проблем. И состоявшиеся за эти годы избирательные многочисленные избирательные кампании это ярко подтвердили. Общественный контроль успешно прошел проверку временем, показав высокую степень эффективности, в том числе в нестандартных и сложных ситуациях — в условиях пандемии и спецоперации», — отметила председатель Общественной палаты РСО-А Нина Чиплакова.

По ее мнению, наряду с подготовкой наблюдательского сообщества важно формировать и высококвалифицированный экспертный пул. В него наряду со специалистами в области избирательного права, по мнению Нины Чиплаковой, могут быть включены и лидеры общественного мнения, чей авторитет и общественно-политические взгляды формируются в том числе благодаря непосредственному участию в СВО. В Северной Осетии такой экспертный пул в настоящее время формируется.

В числе предложений Общественной палаты РСО-А — определение правового статуса наблюдателей-членов мобильных групп и необходимость руководствоваться кодексом этики наблюдателя. Независимые наблюдатели от Общественной палаты в ходе минувших электоральных кампании такому кодексу и следовали. Нечто подобное, очевидно, уместно разработать и для представителей политических партий. Важнейшим направлением работы является вовлечение молодых граждан в наблюдение за выборами для того, чтобы они смотрели на выборы своими, а не чужими глазами. «Школа молодого наблюдателя» — еще один проект, который разрабатывает Общественная палата Северной Осетии.

Значимость независимого общественного контроля на выборах подчеркнули представители политических партий. Мнение российских экспертов нашло подтверждение и в выступлениях экспертов Европы. Об уникальности российского опыта заявили зарубежные эксперты, которые неоднократно принимали участие в российских выборах в качестве международных наблюдателей. Политолог, правозащитник Йохан Бекман (Финляндия) заявил, что в России «самый масштабный и прозрачный аппарат наблюдения», которого нет ни в одной стране на Западе. В Финляндии, как рассказал эксперт, такой институт попросту отсутствует.