Достижение технологического суверенитета — совместная работа государства и бизнеса

186

Президент Владимир Путин на этой неделе в Бурятии посетил Улан-Удэнский авиационный завод и провел совещание по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов. Также в планах главы государства встреча с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и обсуждение с крупным бизнесом перспектив восстановления экономического роста за счет повышения ответственности предприятий.

Улан-Удэнский авиазавод – один из ведущих российских производителей вертолетной техники. В Бурятии созданы и уже проходят испытание опытные образцы беспилотных летательных аппаратов. Очевидно, что опыт этого завода должен быть использован и другими предприятиями, играющими ключевую роль в вопросе достижения Россией технологического суверенитета.

Во многом успешность этого процесса будет определяться эффективностью взаимодействия государства и бизнеса, о чем, в числе прочего, пойдет речь на встрече президента с представителями РСПП. Только объединенными усилиями государства и предпринимательского сообщества возможно решить столь масштабную задачу. И в этой связи не будет лишним еще раз тщательно изучить опыт Китайской народной республики, проделавшей большой путь, и превратившейся за короткий период истории в «мастерскую мира». 

Китайский формат взаимодействия государства и бизнеса в сфере достижения технологического суверенитета приобретает дополнительное значение на фоне визита председателя Госсовета КНР Си Цзиньпиня, запланированного на следующую неделю.

Возможна ли адаптация китайского опыта достижения технологического суверенитета под отечественные реалии? Мнение экспертов Общественной палаты Северной Осетии.

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Достижение технологического суверенитета государства становится сегодня стратегической целью. Встреча Президента России В.В. Путина с работниками Улан-Удэнского авиазавода – одного из ведущих российских производителей вертолетной техники, убедительно показала, как замечательно можно работать и в санкционных условиях. Коллектив трудится в полную силу, выпускает новые опытные образцы беспилотных летательных аппаратов. Очевидно, что опыт завода показателен для многих предприятий, которые работают в области высоких технологий. Именно они слагают технологический суверенитет нашей страны.

Выбор государства в пользу суверенитета в области высоких технологий оправдан и перспективен, ведь потенциал внутреннего промышленного развития достаточно высок и сегодня он набирает обороты. Во многом успешность этого процесса определяется эффективностью взаимодействия государства и бизнеса. Только объединенными усилиями государства и предпринимательского сообщества можно решить столь масштабную задачу. И в этой связи изучение опыта Китайской народной республики — «мастерской мира»- полезно и поучительно.

Экономическую мощь Китая во все времена его древней истории определили не только высокие технологии, но и абсолютный коллективизм, безукоризненная исполнительская дисциплина его граждан. Есть чему поучиться. В то же время наша страна имеет собственную уникальную модель развития. Сегодня Российское государство делает ставку на бизнес-проекты в технологической сфере, с долгосрочным инвестированием и это совершенно правильный путь. Широко востребовано государственно-частное партнерство, используется оно и в нашем регионе. Такое взаимодействие позволило обеспечить по итогам 2022 года достижения высоких макроэкономических показателей: индекс промышленного производства составил 106%, (по Северо-Кавказскому федеральному округу — 102,7%). Объем отгруженных товаров собственного производства вырос на 18,3% и составил 45,1 млрд рублей. А объем производства продукции сельского хозяйства – на 10,35% и составил 42,5 млрд рублей. На 6,1% увеличился ввод жилья в эксплуатацию. Сдано свыше 341 тысячи квадратных метров жилья, а объем работ, выполненных строительными организациями, увеличился на 24,1% и составил 21,8 млрд рублей.

Глава Северной Осетии успешно защитил в Правительстве РФ модель экономического развития республики, которая включает пять прорывных проектов на общую сумму 64 млрд рублей. Обязательства по строительству всесезонного туристического комплекса «Мамисон» выполняются в полном объеме всеми участниками- структурами федеральной и республиканской властей, резидентами особой экономической зоны. В сфере АПК реализуется проект «Казачий хутор, заложено 700 га садов, еще 200 га выделено дополнительно. Успешно реализуется флагманский проект – форелевое хозяйство ООО «Остров. Аквакультура». В зоне внимания- развитие туризма,–работы по строительству горнолыжных трасс, проекты в горной Дигории, туристско-рекреационный комплекс «Кахтисар.

Сегодня, когда так высок уровень консолидации гражданского общества России, нам всем, и государству, и бизнесу, надо работать во взаимодействии, не только быть ответственными, но и выработать новый характер государственно-частного партнерства, высокий уровень социальной ответственности бизнеса».

Алета Цориева, председатель комиссии Общественной Палаты РСО-А по вопросам АПК и природоохранной деятельности, кандидат социологических наук. «Диалог бизнеса и власти декларируется на всех масштабных мероприятиях и встречах Президента РФ и предпринимательского сообщества Российской Федерации. Декларация за истекший период реализовалась в значительном расширении механизмов, форм и объемов государственной поддержки малого  и среднего предпринимательства, устранении части административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, создании инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства и т.д. Социально-экономическая значимость бизнеса подчеркнута и учреждением 21 октября 2007 года профессионального праздника — Дня российского предпринимательства.

На совещании в Бурятии и предстоящей встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей Президентом РФ планируется «…обсуждение с крупным бизнесом перспектив восстановления экономического роста за счет повышения ответственности Предприятий». Ответственность должна быть обоюдной: и бизнеса, и власти. Стремление представителей бизнеса и власти снять с себя ответственность за состояние экономики и социальной сферы страны, прикрываясь действием рыночных законов, «которые все отрегулируют» и последствиями санкционного давления, понятно, но не убедительно для населения.

Система государственной поддержки предпринимательства в России, как ежегодно отмечается в официальных отчетах, недостаточно эффективна. И не надо замалчивать тот факт ,что причиной низкой эффективности выделяемых многомиллиардных сумм является коррупция. И опыт Китайской народной республики надо изучать,в первую очередь, в связи с преодолением коррупционной системы взаимодействия бизнеса и власти. Только в случае преодоления коррупции можно объединить массовые усилия предпринимателей и государства для решения масштабных задач. В противном случае, у предпринимателей, постоянно сталкивающихся с растущими запросами коррупционеров на всех этапах деятельности, не остается ни сил, ни средств, ни желания выполнять указания тех, кто не дает им полноценно работать, тем более совместно решать проблемы социально-экономического развития.

Китайский опыт достижения технологического суверенитета базируется на массовом  поощрении и поддержке государством предпринимателей, обучающихся и заимствующих по всему миру передовые технологии промышленного производства и развития. Китайский опыт — это опыт закупки у России относительно дешевых энергоносителей, металла для машиностроительных отраслей и использования ее территории в качестве одного из крупнейших рынков сбыта готовой продукции. Чтобы учесть китайский опыт, России надо использовать свои ресурсы внутри страны и разработать стратегию импортозамещения по ключевым направлениям и «точкам роста», реализация которой подразумевает не достижение безликих статистических показателей, как сейчас, а создание конкретных промышленных производств в результате диалога бизнеса и власти.»