Роль экспертов в формировании политической повестки регионов

255

Передача дополнительных полномочий регионам сначала в рамках борьбы с пандемией, потом в связи с проведением спецоперации, усилила роль региональной власти и потребовала повышения качества политической, экономической и социологической экспертизы на местном уровне.

Именно эксперты способны формировать политическую повестку на местах, определять актуальные проблемы, анализировать существующие тенденции развития, предлагать прорывные решения.

Какими качествами должен обладать эксперт на региональном уровне? Каким образом местные власти могут способствовать принятию эффективных управленческих решений? Какова роль экспертов в формировании политической повестки вашего региона, и что необходимо сделать для того, чтобы усилить внимание властей и общественности к предложениям экспертов?

Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Механизмы взаимодействия общественности с органами власти давно определены соответствующими нормативно-правовыми актами и активно используются. Общественная экспертиза выступает важным инструментом общественного контроля. Задача ее – диалог и согласование общественно значимых интересов различных сообществ, органов власти и бизнеса. В рамках «нулевых чтений», проводимых Общественной палатой РФ и региональными палатами, фактически дается независимая общественная оценка воздействия предлагаемых решений на сферу законодательного регулирования, прогноз улучшения или ухудшения положения людей, социальных групп, условий для осуществления предпринимательской или общественной деятельности.

Например, за 2021 и 2022 годы Общественная палата РСО-Алания провела общественную экспертизу 17 нормативно-правовых актов по различным направлениям деятельности. Подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ заключения по проектам ряда федеральных законов — «О некоммерческих организациях», «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», «О бесплатной юридической помощи в РФ», «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», «О гражданстве Российской Федерации» и других. Аналогичная экспертная работа проводится и в отношении социально-значимых региональных законопроектов, которые рассматриваются на заседаниях республиканского парламента.

Важно, что в ходе общественных обсуждений учитывается и отражается в документах мнение экспертного сообщества и по сути, именно общественные эксперты задают вектор направления движения для государственных институтов.

В сегодняшней уникальной политической ситуации, в сложный период истории нашей страны, да и мира в целом, экспертное мнение особенно востребовано. Граждане задаются вопросом, какой образ будущего нас ожидает, как жить будем.

Для того, чтобы влиять на большую аудиторию недостаточно просто следить за текущей повесткой. Важно быть на волне правил информационного поля, оперативно реагировать на события, исходить из позиций объективности. На мой взгляд, надо быть многопрофильным специалистом и в постоянном режиме выходить на более высокий уровень профессионального развития. Причем не только базовых знаний, но и развития высокой компетенции по другим актуальным направлениям. 

Важно также определить работу в новом пространстве социальных сетей, поскольку их поле и контент, которые доступны для граждан, претерпели весьма серьезные изменения.

Отметила бы еще, что сегодня в нашем обществе образовалась новое влиятельное экспертное сообщество – молодежь, прошедшая через СВО, их семьи. Они окружены особым доверием и уважением, их слово может и должно быть востребовано в нынешней экспертной повестке.

Наделение региональной власти новыми полномочиями актуализировало повестку достоверного знания сложившейся в регионах обстановки, включая выводы и заключения политической, экономической и социологической экспертизы на местном уровне. Полагаю, что именно эксперты способны формировать политическую повестку на местах, определять актуальные проблемы, анализировать тенденции развития и предлагать интересные решения. И властям следует поддерживать экспертное сообщество, опираясь на самое ценное — объективность и знания наших экспертов, их активную гражданскую позицию.»

Алета Цориева, член Общественной палаты РСО-А: «Роль экспертных заключений в постоянно меняющейся турбулентной среде современной общественной жизни очень велика, так как только высококвалифицированный эксперт может выявить закономерности того или иного процесса, сделать выводы и грамотно спрогнозировать их развитие. Наглядный пример сегодняшних дней — землетрясение в Турции. К прогнозам его влияния на территории других стран подключились эксперты — сейсмологи, ученые всего мира…

В силу роста общественной роли экспертов увеличиваются и требования к их профессиональным компетенциям, личным качествам. Эксперт должен быть лицом независимым, высокопрофессиональным в определенной области, имеющим помимо теоретических знаний опыт практических достижений. Обладать высокими моральными качествами, исключающими коррупционную составляющую. Способным отстаивать сформулированные экспертные выводы и нести за них ответственность и др.

Обладая перечисленными качествами эксперты могут оказывать значительное влияние не только на формирование политической повестки регионов, но и в целом на общественное мнение…Они могут стать трансляторами общественного мнения и своевременно обращать внимание политического руководства регионов на наиболее проблемные и требующие безотлагательного решения вопросы снижения социальной напряженности, политической нестабильности,  формулировать возможные варианты требуемых решений.

Для усиления внимания властей и общественности к предложениям экспертов надо планомерно укреплять,  повышать статус экспертного сообщества практическим использованием его наработок и рекомендаций. Способы принятия эффективных управленческих решений с использованием экспертного мнения  в России и регионах законодательно уже давно утверждены — это общественные слушания, механизмы оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и др. Но в целом указанные механизмы используются формально, управленческие решения принимаются зачастую без учета общественного и экспертного мнения в интересах ограниченного круга лиц. Поэтому начинать надо с перехода от формальных институтов учета экспертного мнения к реальным.»