Законодательные основы размещения сетей связи

118

В Общественной палате РФ состоялось нулевое чтение законопроекта № 237186-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О связи” и Жилищный кодекс РФ». Документ предусматривает безвозмездное размещение сетей связи и доступ к ним операторов связи в многоквартирных домах (МКД), размещение сетей по желанию любого собственника без принятия решения общим собранием и введение моратория до 31 декабря 2024 года на повышение платы по заключенным договорам. Главной целью законопроекта является соблюдение баланса интересов всех представителей процесса, а также необходимость учитывать интересы граждан. 

Между тем, общественники обнаружили в законопроекте противоречия. В частности, непонятно, о каком оборудовании идет речь, не прописаны технические условия, трудновыполнимый кворум на общем собрании жителей МКД. Собственники общего имущества также отрицательно высказались о законопроекте и подобном способе регулирования отношений. По данным опроса, которые были озвучены в ходе «нулевых чтений», против законопроекта высказались 95 процентов граждан. Представители Торгово-промышленной палаты РФ также отметили важность пересмотреть кворум общего собрания жильцов, проработать типовой договор, который будут заключать провайдеры и граждане, ввести в проект основные термины.

Представители Ивановской, Самарской, Иркутской и Сахалинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа поделились опытом работы по предоставлению услуг связи в регионах и примерами использования общего имущества операторами связи. Они отметили необходимость понятных условий технического размещения, защиты интересов граждан в частном секторе и необходимость проводить собрание жильцов хотя бы один раз. Отметили эксперты и необходимость освободить доступ на чердаки и в подвалы для сотрудников управляющих компаний. Ранее и в Общественной палате Северной Осетии была проведена экспертиза проекта федерального закона №237186-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации». Эксперты республики отметили несовершенство предлагаемых поправок, направив свое заключение в Общественную палату РФ.

Отмечалось, что принятие сырого законопроекта может привести к созданию монополий и значительному повышению цен на услуги связи. При этом граждане лишатся возможности выбирать оператора связи.

В итоге, общий свод предложений экспертов, подразумевающих изменения отношений между собственниками жилья и организаторами связи выглядит следующим образом:

  • Определить порядок компенсации расходов, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома (МКД) в связи с размещением в них оборудования, необходимого для обеспечения высокоскоростного доступа к интернету;
  • Определить на кого возлагается ответственность за сохранность помещений в МКД и где планируется размещение оборудования сетей связи;
  • Рассмотреть более подробно виды размещения оборудования на безвозмездной основе в МКД, так как транзитное оборудование и некоторые типы ретрансляторов относятся к интересам коммерческой деятельности провайдеров, а не собственников жилья;
  • Установить какие расходы придется нести собственникам помещений для устранения последствий, которые происходят при монтаже оборудования и использования этого оборудования в текущей жизнедеятельности;
  • Предусмотреть механизмы защиты общего имущества собственников от действий организаторов связи;
  • Определить порядок технического регулирования установки оборудования провайдерами в МКД;
  • Определить условия договора размещения сетей связи, необходимого оборудования, в том числе плату за размещение только после проведения общего собрания собственников, в соответствии с требованиями установленными действующим ЖК;
  • Разрешить собственникам самостоятельно выбрать провайдеров обсуживающего МКД;
  • Установить обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и ремонту сетей связи и ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию сетей провайдерами;
  • Пересмотреть кворум общего собрания жильцов, чтобы решить вопрос доступа провайдера в МКД. Необходимо снижение трудновыполнимого кворума на собрании;
  • Проработать типовой договор, который будут заключать провайдеры и жильцы МКД.