Заявления актера Артура Смольянинова возобновили дискуссию о мерах, которые необходимо применить к уехавшим из страны после начала спецоперации и развернувшим на Западе активную антироссийскую деятельность.
Первый заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев написал о том, что принимать меры к ним следует по закону. «Но если закон не работает или не достигает цели, то по особым правилам военного времени. Вспомним опыт Великой Отечественной, да и других стран. Во времена войн всегда были такие специальные правила. И тихие группы безукоризненно незаметных людей, их результативно исполняющие», — написал он.
Олег Морозов предложил ввести процедуру временного запрета на въезд в страну по решению суда. «Речь идёт о гражданах России , которые открыто работают на врага, подрывают конституционный строй нашего государства», — считает он.
Член Совета Федерации Андрей Клишас выразил точку зрения, что гражданин России с аннулированным паспортом остаётся гражданином страны и обладает всеми правами. «Не нужно играть в слова и соревноваться с Украиной в способах нарушения прав собственных граждан», — написал он.
Морозов впоследствии уточнил свою позицию, отметив, что это «крайние меры, которые не должны распространяться на подавляющее большинство наших сограждан».
Напомним, ранее Артур Смольянинов заявил, что осуждает своего коллегу Сослана Фидарова, который добровольно участвует в спецоперации. Оскандалившийся актер распространил информацию о смерти осетина на поле боя. Сослан Фидаров записал видеообращение, в котором опроверг заявление актера о своей гибели. Также он призвал Артура Смольянинова не обманывать свою аудиторию и передал ему привет от погибших товарищей.
Нина Чиплакова, председатель Общественной палаты РСО-А: «Сегодня мы живем в новой реальности. Четко обозначилась линия разделения общества. Большинство россиян встали на защиту своего Отечества в этот трудный исторический период . Честь им и хвала ,неизменное уважение. А кто-то решил покинуть свою страну в поисках лучшей жизни. И чтобы мы ни говорили о правах и свободах этих людей, покидать свое Отечество в период проведения военных действий –морально и нравственно недостойно.
Но маски сброшены. Если ты сбежал как трус и предатель, да еще стал ярым борцом на идеологических фронтах враждебных твоей родине стран, это уже не просто политическое несогласие. Это предательство. Если ты занимаешь откровенно враждебную позицию по отношению к своим соотечественникам, покинь их сообщество. Ищи счастья в других краях.
Наша республика категорически отвергает тех, кто, покинув страну, выступает с открыто антироссийских позиций. Полагаю, что должны быть предприняты меры, не позволяющие этим деятелям вносить смуту, разрушительно влиять на неокрепшие умы. Это может быть лишение гражданства России в отношении тех, кто ведет враждебную деятельность против России.
Трудно не поддаваться эмоциям, когда порочат твою страну, но надо анализировать каждую конкретную ситуацию. Не просто эмоционально реагировать на то, почему гражданин России принял решение покинуть страну. Каждому факту давать юридическую оценку, с правовой точки зрения оценив действия каждого конкретного человека – гражданина нашей страны.
Если он покинул страну с целью навредить ей и делает это, нужно принять необходимые меры в соответствии с законом. Например, есть механизмы придания статуса «инагент», «нежелательное лицо».
Жить по закону и по совести – таким должно быть главное условие сегодняшней общественного устройства. Общество может быть устойчивым, только опираясь на закон.»
Алета Цориева, член Общественной палаты РСО-А: «Те, кто уехал за пределы России и открыто обозначил свое отношение к происходящим событиям достойны общественного порицания и принятия законодательных мер, но не так опасны, как оставшиеся в стране и продолжающие открытую прозападную вредительскую деятельность. На них надо обратить гораздо больше внимания, вспомнив историю Троянского коня…
А по поводу действий «тихих групп безукоризненно незаметных людей» хочу напомнить, что наша страна уже имеет такой горький опыт, когда по своему усмотрению они определяли степень виновности человека и отправляли в лучшем случае -«по этапу», а в худшем — отнимали жизнь. Решения о реабилитации безвинно осужденных приходят родственникам до сих пор…
В таком правовом государстве, как Россия, законы должны действовать и приниматься к исполнению всеми гражданами без элитных исключений. И в них должна быть ответственность за действия (бездействие), направленные против государства и его граждан независимо от того, где находится гражданин России: внутри страны или за ее пределами.»
Батраз Акоев, член общественного Совета по молодёжной политике при Главе АМС г. Владикавказа: «Сегодняшняя дискуссия о лишении российского гражданства политических эмигрантов вызвана широким обсуждением высказываний отечественных артистов за рубежом нашей страны. Любые действия, направленные в отношения политических эмигрантов, необходимо проводить в соответствии с российским законодательством. Однако следует помнить, прежде всего, это граждане нашей страны. Их сегодняшние поступки, возникшие на фоне нашего кризисного общества, говорят о некой государственной недоработке, как в социальных, так и образовательных сферах. Государственная задача состоит в том, чтобы вернуть граждан, в особенности специалистов своих родов деятельности, на Родину. Так спикер Государственной думы Вячеслав Володин и вовсе предлагает «стимулировать к возвращению» покинувших страну сотрудников российских компаний.
Другие эмоции вызывают артисты, набирающие свою долю хайпа на фоне антироссийских высказываний. Сегодня патриотизм – это отнюдь не любовь к государству, а любовь к Родине, к своей Отчизне, к культуре и истории. Политические противоречия не должны становиться основной русофобии среди нашего населения.»
Артур Бязров, политолог, доцент кафедры философии и социальных наук СОГУ им. К.Л. Хетагурова: «Любые публичные высказывания, вызывающие общественный резонанс, должны получать и соответствующую оценку. Например, морально-этическую, правовую. Не всегда критика государства противоречит действующему законодательству РФ. При этом, вполне допускаю, что некоторые высказывания, не запрещённые действующим законодательством, могут наносить вред обществу и государству, вызывая социальное напряжение и конфликты. Подобные заявления уехавших из России личностей вполне закономерно могут быть предметом порицания и ответной критики. Полагаю, этого вполне достаточно и действовать необходимо в отношении данных политэмигрантов строго в рамках правового поля.
В том же случае, если уехавшие из страны лица допускают возможность публичных призывов к нарушению территориальной целостности России, иные экстремистские высказывания, их деятельность должна получить правовую оценку. Для этого существуют правоохранительные органы, которые и должны реагировать в рамках нормативных правовых актов и возложенных на них полномочий. Очевидно, должен применяться в рассматриваемых случаях по отношению к политэмигрантам органами государственной власти принцип равенства всех перед законом независимо от их социального положения. Убежден, соблюдение данного принципа является залогом доверия общества к государству.»