Хороший финал сложного года

35

Председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова приняла участие в заседании Парламента республики. Для нынешнего состава депутатов оно стало восьмым с момента их избрания в сентябре. Под занавес года повестка дня оказалась достаточно насыщенной, особенно с учетом важности рассмотренных вопросов.

Депутаты приняли уточненные параметры бюджета республики на следующие три года, перевели в республиканское ведение объекты теплоснабжения, утвердили план законотворческой работы на следующий год, а также избрали заместителя Председателя Парламента.

«Системные меры по повышению эффективности работы жилищно-коммунального комплекса – важной сферы, которая обеспечивает комфорт наших избирателей, качественное повышение коммунальных услуг и создает условия для развития экономики», — так охарактеризовал Председатель Парламента Таймураз Тускаев значимость двух взаимосвязанных законопроектов, открывших работу 8-й сессии Парламента. Проект закона о перераспределении полномочий в сфере теплоснабжения между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти внесен на рассмотрение Главой республики и является продолжением масштабной организационной работы, основной целью которой является качественное улучшение работы всего комплекса ЖКХ и услуг, предоставляемых населению.

Как сообщил профильный министр Майран Тамаев, в связи с отсутствием собственных средств у предприятий коммунального сектора, износом имущественных активов, наличием большой задолженности за энергоносители и по налоговым отчислениям в системе ЖКХ в настоящее сложная ситуация. В этой связи руководством республики поставлена задача вывести из глубокого кризиса предприятия ЖКХ-сектора. Договоренности на высоком федеральном уровне нашли отражение в решении Правительства РФ, и Северная Осетия была включена в число регионов, в которых будет реализована пилотная программа устойчивого экономического развития предприятий энергетики и ЖКХ. В течении ближайших трех лет на эти цели регионам планируется распределить 7,5 млрд. рублей федеральных средств.

Министр сообщил, что сегодня в республике 32 организации предоставляют населению услуги по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению. В числе условий участия в программе является создание единого республиканского регоператора в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, установление экономически обоснованных тарифов, а также полная консолидация имущественного комплекса, что позволит разработать инвестиционную программу его модернизации.

В ходе обсуждения парламентарии согласились с предложенными мерами. Вместе с тем депутаты адресовали докладчику ряд вопросов. Светлана ДоеваАсланбек Хадарцев и Арсен Фадзаев поинтересовались объемами средств, которые получит республика, механизмом их распределения, общей протяженностью теплосетей и количеством объектов, подлежащих централизации. Кроме того, интересовались за кем будут закреплены обязанности по текущему и аварийному ремонту, объемом выполненных работ в рамках реализации действующих программ.

Майран Тамаев сообщил, что во всех районах республики будут созданы филиалы республиканского ГУПа. Централизация даст возможность усилить как производственно-техническую базу, так и работу абонентских отделов.

— Нужно провести системный многофакторный анализ причин нынешнего состояния предприятий, создать оптимальные организационные структуры, штатное расписание, контроль за нормативами… Мы должны четко знать, на какой период предоставляются федеральные средства, и дальше выстраивать отношения с органами федеральной власти, получать субсидирование, если все внутренние резервы будут отработаны, — подводя итог дискуссии, отметил Таймураз Тускаев.

В окончательном чтении был принят и следующий республиканский законопроект — о льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. По словам Майрана Тамаева, это следующий документ, разработанный также для участия в пилотной программе по развитию предприятий ЖКХ. Одним из ее условий является доведение тарифов до экономически обоснованного уровня, что впоследствии выведет отрасль на рентабельный уровень, при этом размер тарифов для населения не изменится.  

На заседании депутаты приняли бюджет республики на предстоящие три года.  Изменение первоначальных параметров проекта бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2024 годов, предложенного Правительством РСО-Алания, вызвало необходимость возврата к рассмотрению документа в первом чтении.

Как сообщил врио министра финансов Олег Исаков, в представленном документе учитываются средства, дополнительно выделенные республике из федерального бюджета, а также объем налоговых и неналоговых поступлений в связи с уточнением прогнозов администраторов доходов.

Поправки затрагивают основные параметры законопроекта в части увеличения доходной части: в 2023 г  — на 8,776 млрд. рублей, 2024 г. – на 3,909 млрд. рублей, в 2025 г. – на 4,592 млрд. рублей. Соответственно расходная часть тоже увеличивается: в 2023 г. – на 7,378 млрд. рублей, в 2024 г.– на 1,938 млрд. рублей, в 2025 г. – на 4,643 млрд. рублей.

За счет федеральных целевых средств доходы и расходы бюджета увеличатся в будущем году на 5,397 млрд. рублей. Дополнительную нецелевую поддержку из федерального бюджета в сумме 2,164 млрд. рублей и поступления налоговых и неналоговых доходов в сумме 1,215 млрд. рублей предлагается направить на увеличение расходов в сумме 1,944 млрд. рублей по отдельным направлениям и на сокращение дефицита бюджета в сумме 1,435 млрд. рублей для соблюдения республикой показателей по долговой нагрузке в соответствии с условиями реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.

— Поправками также обеспечивается увеличение бюджетных ассигнований на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы – на 298 млн. рублей с учетом достижения уровня оплаты труда, исходя из прогнозируемого на 2023 год среднемесячного трудового дохода в сумме 29 тыс. 89 рублей, обеспечение работникам государственных организаций республики зарплаты не ниже установленного законом уровня МРОТ – 16,242 тыс. рублей, — отметил врио министра финансов.

С учетом предлагаемых поправок основные параметры бюджета составят: на 2023 год – доходы 46,817 млрд. р., расходы – 47,040 млрд. р., дефицит – 224 млн. рублей, что на 1 млрд. 398 млн. рублей меньше, чем в предыдущей редакции законопроекта. На 2024 год: доходы – 38,655 млрд. р, расходы – 37,436 млрд. р, профицит – 1,220 млрд. руб. На 2025 год: доходы – 34,814 млрд. руб, расходы – 35,023 млрд. руб, дефицит – 209 млн. рублей.

С основными прогнозными показателями социально-экономического развития республики на будущие три года выступил ответственный министр Заур Кучиев.

— В результате сокращения импорта вследствие санкционных ограничений и возможности переориентации поставок прогнозируемый ИПП в 2023 году сложится на уровне 104,1%, а к концу 2025 года превысит показатели 2021 года на 115,8%. Ежегодный рост объемов отгруженной продукции будет обеспечен на уровне 107,8% и планируемое увеличение к 2025 году составит 1,3 раза, — отметил Заур Кучиев.

В предстоящие годы ожидается рост объемов продукции сельского хозяйства. Основное внимание будет уделено элитному семеноводству, племенному животноводству, рыбоводству, садоводству и развитию тепличных хозяйств. В прогнозном периоде продолжится реализация крупных инвестпроектов, осуществляемых за счет внебюджетных источников финансирования. Вырастет и число субъектов малого и среднего предпринимательства, число которых к 2025 году должно составить 16 366 единиц. В свою очередь, развитие инвестиционной деятельности, поддержка малого бизнеса и рост производства позволят увеличить численность занятых в экономике до 265,7 тыс. человек к 2025 году.

Отвечая на вопрос Светланы Доевой о привязке законопроекта к Стратегии социально-экономического развития республики, Заур Кучиев отметил, что все главные ориентиры развития были выбраны правильно и бюджет, как «основной инструмент решения тактических задач» полностью соответствует намеченным целям.

«15 декабря Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, обозначил ключевые задачи на 2023 год: укрепление технологического суверенитета, опережающий рост обрабатывающей промышленности, обеспечение финансового суверенитета, увеличение доходов граждан, защита материнства и детства. На региональном уровне решение этих стратегических задач осуществляется с учетом экономического потенциала региона. Отмечу, что в Северной Осетии созданы все условия для развития региональной экономики в новых условиях. К завершению года республика подходит с успешными социально-экономическими итогами. Принятые в непростых условиях меры позволили снизить уровень инфляции — сегодня этот показатель в республике составил 10,5% и это ниже уровня, сложившегося по Северо-Кавказском федеральном округе -11,5%. Региональный бюджет на 2023 год позиционируется как  бюджет развития. В целом следует отметить, что Россия не только выстояла в условиях беспрецедентного санкционного давления, она продолжает развиваться. Экономика окрепла, выполняются все социальные гарантии, решаются проблемы импортозамещения, развивается собственный промышленный и технологический потенциал«, — подчеркнула председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.  

Реализацией одного из самых значимых для экономики проектов – всесезонного курорта «Мамисон» поинтересовался Руслан Цагараев. Министр сообщил, что все мероприятия идут по плану, но есть сдвиг по времени вследствие ряда объективных причин. В частности, корпорации «Кавказ РФ» было необходимо определить альтернативного поставщика канатного оборудования. В будущем году будут завершены работы на двух участках дороги к курорту, а также к 2024 году пока единственный резидент должен обеспечить ввод в эксплуатацию первых гостиничных комплексов.

После содоклада заместителя председателя профильного комитета Александра Тавитова с учетом ряда поправок главный финансовый документ был принят в окончательном чтении.

Депутаты утвердили и бюджет Территориального Фонда ОМС республики на 2023 год и плановый период 2024 – 2025 годов. Представляя главный финансовый документ системы здравоохранения к рассмотрению во втором чтении, руководитель профильного комитета Лариса Ревазова отметила некоторые важные новации Программы государственных гарантий на будущий год.

Прежде всего, приоритетом «номер один» остается первичная медицинская помощь, что определило увеличение в бюджете ОМС доли расходов на профилактику, диспансерное наблюдение и оказание первичной медико-санитарной помощи. Еще одно направление, которое планируется активно развивать, это система премирования организаций первичного звена за выполнение показателей выявляемости болезней. Кроме того, на 2023 год продлено премирование медработников за раннюю диагностику онкозаболеваний.

— Важные системные вопросы, которые волнуют медицинскую общественность, пациентов и нас, депутатов — это четкие, прозрачные критерии отбора медорганизаций для работы в системе ОМС и вопросы распределения объемов медицинской помощи между медорганизациями, — отметила председатель профильного комитета.

Пристального внимания, по ее словам, требует работа по разработке территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, как главного инструмента для обеспечения прав граждан.

Изменения в закон республики о квотировании рабочих мест для инвалидов представила руководитель Комитета по занятости населения Альбина Плаева. Корректировки продиктованы федеральными новациями.  В соответствии с этим предлагается установить квоту на прежнем уровне, как для работодателей с численностью сотрудников от 35 до 100 человек (3% от среднесписочной нормы), так и для работодателей, у которых трудятся более 100 человек (2%). Основным нововведением является то, что работодатель сможет самостоятельно определять численность сотрудников с ограничениями по здоровью, которых он обязан трудоустроить в пределах квоты.

По мнению председателя комитета по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов Ларисы Ревазовой, решение вопросов трудоустройства людей с особенностями здоровья «необходимо рассматривать не только с точки зрения права или закона, но и с позиций экономической целесообразности, а социальной ответственности и нравственности». 

Возможность инвалидам I, II или III группы повторно получить образование по другой специальности после основного среднего профобразования или высшего образования за счет бюджета соответствующего уровня – одна из корректировок республиканского закона об образовании, инициированных в рамках приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным.

Как пояснила Елена Князева, новые положения также заменяют понятие «оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования» понятием «реализация образовательных программ». Помимо этого, органы госвласти получают право дополнительно финансировать группы продленного дня в школах.

Еще одной новацией является закрепление нормы, согласно которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в специальных организациях, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований соответствующего уровня, а порядок замены такого питания денежной компенсацией, устанавливается соответственно Правительством республики и органами местного самоуправления. Аналогичные изменения вносятся и в закон республики об обучении детей-инвалидов на дому. Оба законопроекта были приняты в первом чтении.

Вывести деятельность, а точнее, продуктивность работы районных административных комиссий на качественно новый уровень призван соответствующий проект закона, который представил врио министра финансов Олег Исаков.  Внесение изменений продиктовано необходимостью усовершенствовать распределение субвенций на осуществление переданных государственных полномочий республики в муниципальных образованиях. По сути, изменяется принцип методики расчета распределяемых средств, что повысит прозрачность распределения субвенций и результативность исполнения полномочий республики в каждом конкретном муниципальном образовании.

Как отметил в содокладе председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Аслан Черчесов, в ходе проработки законопроекта министерством финансов предписано главам районов с невысокой нагрузкой на административные комиссии сокращать соответствующие единицы или переводить ответственных секретарей на работу по совместительству.