Общий фон выборов — спокойный

138

Региональный Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами депутатов Парламента РСО-А седьмого созыва и выборами завершил свою работу. На итоговом заседании члены штаба и электоральные эксперты дали оценку минувшей избирательной кампании.

«Общий фон выборов в Единый день голосования  2022 года в Республике Северная Осетия-Алания  можно  охарактеризовать как  спокойный, прошедший в доброжелательной и конструктивной обстановке. Пожалуй, это самые спокойные выборы в нашем регионе, как и в целом в Российской Федерации«, — отметила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.

Все участники выборной кампании – территориальные и участковые избирательные комиссии, общественные наблюдатели, работали слаженно, профессионально, соблюдая  нормы действующего законодательства, а также необходимые санитарно-эпидемиологические требования. Четко прослеживается повышение уровня компетенции организаторов выборов – особенно членов территориальных и участковых избирательных комиссий.

Достаточно высокий уровень продемонстрировали общественные наблюдатели, которые своевременно представляли информацию в Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами в Парламент РСО-Алания седьмого созыва и в органы местного самоуправления. Руководители всех общественных объединений, делегировавших своих предстателей в качестве наблюдателей, отмечены благодарностями Общественной палаты Северной Осетии.

Напомним, Региональная Общественная палата  подготовила и направила  более 1000 общественных наблюдателей на все избирательные участки и в территориальные избирательные комиссии. Наши наблюдатели вновь продемонстрировали свой высокий авторитет, знание законодательства, обеспечили легитимность и прозрачность выборов.

«Нарушений, влияющих на результаты голосования, волеизъявление граждан, наблюдатели не зафиксировали. Мобильная группа Общественного штаба республики посетила более 120 избирательных участков в городе Владикавказе и в районах республики.  Значимых нарушений во время посещений мобильные группы не выявили«, — рассказала руководитель группы мобильного реагирования Общественного штаба Сослан Сикоев.

Наиболее активное голосование  отмечено утром и днем первого дня голосования -10 сентября.  Многие голосовали целыми семьями, впервые участвующих в голосовании молодых людей – а их 6540 человек, встречали  особенно тепло, вручали им памятные подарки. Были также созданы необходимые условия для голосования маломобильных граждан.

10 и 11 сентября работала «горячая линия» в республиканском Общественном штабе и в Центре общественного наблюдения. Операторами ее были эксперты штаба.  Было организовано дежурство членов штаба и Центра общественного наблюдения, экспертов НОМ. Проверялись все сообщения, поступавшие по всем каналам информации о возможных нарушениях,  им давалась оперативная экспертная оценка.

Востребованы возможности Центра общественного наблюдения.  Онлайн-трансляция не осуществлялась, но при содействии ЦИК была возможность получить видеофиксацию с любого из 335 избирательных участков. Прозрачность выборов была обеспечена.

«На карту сообщений Ассоциации НОМ поступило 52 сообщения, причем 51 — информационного характера: позитивные вести от наблюдателей с участков о впервые голосующих избирателях, о поздравлении ветеранов, прибывших на участок, или  голосующих на дому, о голосовании лидеров общественного мнения, интересных людей, участников великой Отечественной войны, героев труда, деятелей науки и культуры. И лишь одно сообщение носило характер возможного нарушения. Однако проверка этого сообщения, проведенная  членами общественного штаба и экспертами ЦОН, не подтвердила нарушение. Оно квалифицировано как фейковое«, — сообщила региональный координатор карты НОМ, член Общественной палаты республики Елена Гобозова.

В ЦИК республики поступило 9 обращений, которые не нашли своего подтверждения и не повлияли на итоги волеизъявления избирателей.

«Тенденция на фейковые атаки  прослеживалась, но четкая работа экспертного сообщества, членов штаба, организаторов выборов позволила  своевременно их квалифицировать и развенчать. Институты общественного контроля оказались готовы к этим атакам. Отметила бы весомую роль молодежи  в ходе нынешних выборах. Более 400 волонтеров оказывали помощь пожилым и маломобильным гражданам, встречали их на участках, приветствовали, получали напутствия и  такая связь поколений придавала особенно позитивную и доброжелательную атмосферу всему гражданскому сообществу нашей республики«,- рассказала Нина Чиплакова.

Участники дискуссии обсудили также традиционный доклад по итогам масштабного наблюдения за избирательными кампаниями, прошедшими в ЕДГ 11 сентября, представленный ранее Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг». Избирательная система страны, по мнению авторов доклада, показала значительный запас прочности и прозрачности процедур.

Ключевые положения доклада НОМ на онлайн-мероприятии представил член СПЧ при Президенте РФ, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод.

«Прошедшие выборы показали устойчивость партийно-политической системы, её готовность функционировать без сбоев, обеспечивая конкуренцию и ротацию власти в сложных условиях», — заявил А. Брод, подчеркнув — все сообщения проблемного характера получали оперативную реакцию со стороны экспертов. Агрессивное внешнее воздействие, резюмировал правозащитник, не привело к отмене выборов или ограничению
избирательных прав граждан.

Вместе с тем аналитики убеждены, что ряд отдельных положений в избирательном законодательстве нуждается в дальнейшей проработке.

В частности, рекомендуется и дальше использовать многодневное голосование, в том числе в условиях постпандемийной реальности. ДЭГ требует дальнейшего масштабирования и более плотной интеграции ДЭГ с информационными системами различных государственных органов. Необходима дальнейшая разработка стандартов работы наблюдателей в территориальных и окружных комиссиях, комиссиях ДЭГ, вбирающая эффективные практики работы в ЕДГ-2022 г. Большая роль в этой работе отводится экспертам и общественным деятелям. Необходимо нормативное закрепление возможности присутствия на избирательных участках представителей общественности, не имеющих статус наблюдателя (уполномоченные по правам человека, представители СПЧ при Президенте РФ, члены общественных палат субъектов страны и др.) Также заслуживает внимания инициатива о придании более четкого правового статуса представителям мобильных групп. Целесообразно рекомендовать создание центров общественного наблюдения как общее правило для регионов. Также было бы оправданным предусмотреть в определенных случаях возможность просмотра видеозаписей на площадках таких центров, полученных с видеорегистраторов, размещённых на избирательных участках. Важно в дальнейшем предметно определить алгоритм исполнения судебных решений по восстановлению статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, которым ранее было отказано в регистрации либо их регистрация была отменена, но в дальнейшем эти решения были пересмотрены. Целесообразно включить в школьные курсы обществознания специализированные модули, направленные на повышение электоральной грамотности будущих избирателей.